Rudy писал(а):
У Шафаревича одно бла-бла-бла напополам с передёргиванием. Ну и? Великих авторов прочитать жизни не хватит, чтобы ещё голову всякой мутью забивать.
Уж на что Кара-Мурза порядочнее Шафаревича и тот не удержался и попередёргивал и "пошалил" с цитатами из Маркса и Энгельса ( прекрасно зная, что большинство русской интеллигеции книги-певоисточники в руки не берут). Чтож. Участь мёртвых львов- кусают их мёртвых живые шакалы .
Цитата:
Теперь что касается тезиса о неуспехе соц.революций в странах развитого капитализма и успехе в аграрных странах.
Во-первых, ещё не вечер, Эпоха пролетарских революций - это не 100 лет и даже не 200 лет, капитализм кряхтя и надрываясь устанавливался 500 лет.
Во-вторых, успех соц.революций в первую очередь в полуотсталых странах случился потому, что им больше всех надо было. Иначе эти страны погибли бы под колониальным гнётом. Т.е. относительное снижение давления пролетарских революций в странах Запада было возможно осуществить ТОЛЬКО путём фашизации и сверхограбления остального отсталого технологически мира.
У меня в последнее время складывается мнение, что следует пересмотреть термин буржуазность и соответственно буржуазная революция . Посмотреть как бы сверху, отвлечённо на масштабный , растянувшийся на 400 лет процесс перехода от традиционного общества ( общество-семья,аграрная цивилизация, натуральное хозяйство, патриархальость) к модернизированному обществу (индустриальный тип хозяйствования, городская цивилизация, глубокое разделение труда, прометеевская культура и "гуманизм"). Мы видим, что этот процесс сопровождается революциями. Но на Западе, где процесс начался раньше- эти революции возглавила классическая буржуазия. Потому эти революции назвались буржуазными. Но, спустя время , когда процесс модернизации докатился до неевропейских стран, то революции приняли другой вид. Это сбивает с толку. Переход к капитализму пошёл под антикапиталистическими лозунгами. Почему?
Во-первых, исчерпала свой потенциал революционности буржуазная культура. Например, с середины 19 века буржуазия уже не была сколько нибудь прогрессивным (в плане гуманистических ценностей) классом. Потому как произошла концентрация капитала и власти и весь освободительный посыл прометеевской культуры испарился . Буржуазия сконцентрировала в своих руках огромную власть (невиданную ранее в более свободном, как ни странно, основанном на натуральном хозяйстве , феодальном обществе) и стала небывалой в истории расой господ. Причём господ, не несущих никаких обязанностей перед обществом, что было впервые в истории. Обаяние буржуазной культуры улетучилось.
Во-вторых, буржуазия инициировала колониализм, принеся неевропейским народам неисчислимые страдания. И потому в глазах неевропейских народов буржуазные ценности ( уже обветшавшие и потерявшие всякий шарм) не могли быть привлекательны.
Но исторический процесс неостановим! Переход к модернизированному обществу неизбежен, как превращение обаятельного и добродушного ребёнка-тезис- в угловатого и резкого подростка -антитезис, чтобы затем свершился синтез (Ребёнок+Подросток=Юноша). Революции, ломающие традиционное общество неизбежны. Но нужно кому-то их возглавить и нужна прогрессивная и привлекательная идеология для такой революции. Такой идеологией 100 лет стал марксизм . Именно под этим знаменем и произошлапервая революция в небуржуазной стране. А как назвать слой людей, возглавивших переход от аграрной цивилизации к городской? Горожанин по французки буржуа. В России 100 лет назад разночинцы , революционизированные рабочие, беднейшие крестьяне (особенно молодёжь) и составили революционную партию горожан, возглавивших переход от аграрного к индустриальному обществу.
В этом и таилась огромная опасность для коммунистического движения. Строилось индустриальное общество с глубоким раделением труда и городской культурой- противостоящей тем коммунистическим докапиталистическим ценностям, которые и стали основой для "антикапитализации" сознания крестьян и только недавно оторвавшихся от общины рабочих. Но по мере создания индустрии и перехода к городской цивилизации- размывалась идейная основа антикапиталистического сознания- ломалась традиционная докапиталистическая культура. А новой социалистической - посткапиталистической - не возникало. Ка не может прежде времени повзрослеть подросток. Ему предстоит пройти этап ломки его собственной "традиции" подчинения семье- как бы "выхода из семьи" и переродиться, чтобы снова "вернуться в семью" юношей уже с критическим мышлением (мышление ребёнка ещё некритическое). Так и сознанием народа. Именно переход к городской- буржуазной культуре и стал роковым образом главным подводным камнем , который пробил пробоину ниже ватерлинии СССР. Буржуазные ценности стали бороться против традиционных, с которыми и были слиты социалистические. Синтеза не получилось. Получилось просто отрицание . И потому не следует идеализировать, как Кара-Мурза общину и крестьян. Именно из-за их отсталого (не по их вине) мышления и произошла сначала мелкобуржуазная, а затем и настоящая буржуазная контрреволюция против социализма ( в рамках общей антитрадиционной революции - процеес в процессе). "Забежавшую вперёд" социалистическую революцию- утянула назад имеено буржуазная революция. .Когда огромные массы аграриев хлынули в город- что было ожидать от этой стихии? Буржуазность стала прорастать везде, как грибы сквозь асфальт.
Но буржуазные революции продолжаются и сейчас в более отсталых обществах. Возможно в Ливии ( а потом в Иране) не только "элиты" бунтуют. Бунтует против патриархальности и старейшин - общество? Особенно молодёжь. Прогресс то неостановим. "Скромное обаяние" буржуазного (городского) образа жизни ( не самой буржуазии - у них уже нет обаяния в глазах народов) продолжает "магическое" действие?
Думаю стоит думать над феноменом буржуазности. Это непростая штука. Марксист и выдающийся диалектик Поршнев писал , что процесс истории это процесс освобождения- эмансипации. Если бы в руководстве СССР было бы достаточное количество людей, понимавших марксизм на полную его философскую глубину- то может быть и не стали бы правоверные в свое время бороться с многим буржуазноым, например, с джазом и битломанией и так далее. Надо было не бороться , а овладеть стихией. В СССР в нарождавшейся социалистической культуре был явный перебор традиционных ценностей. И была неизбежна борьба нового со старым по неумолимым правилам развития самодвижущейся материи.Это серьёзный вопрос.
Цитата:
Т.о. никакого снятия Эпохи пролетарских революций с повестки дня Человечества нет и не будет. А будет 3МВ И Пролетарские революции.
Несомненно!