Иван Кулиберов писал(а):
Каким образом возникает стоимость в процессе обмена? Укажите начальный и конечный момент образования стоимости?
Для начала, в качестве вступления, я бы предложил рассмотреть гипотетическую ситуацию, когда некий инопланетный наблюдатель рассматривает
экономику землян, но при этом имеет странное свойство -
не видит денег:) Не видя денег, наблюдатель тем не менее,
не заметит проблем в экономике - люди производят продукт, подукт перевозится, концентрируется, распределяется по магазином, потребители приходят в магазины и забирают необходимый продукт. Цикл повторяется многократно, как заведенный механизм, как поставленный спектакль, потому что производители-потребители "
исполняют свои роли" как по нотам. По сути, деньги являются лишними в этом процессе, если каждый знает и исполняет свою роль.
Это вступление призвано показать, что двойственность отношений внутри человеческого общества - выбор
капиталистических либо
коммунистических отношений определяется необходимостью исполнения людьми своей общественной роли.
Капитализм для исполнения людьми этой роли, предписывает им в общественных отношениях пользоваться деньгами и эквивалентным обменом.
Коммунизм предписывает для тех же действий - исполнения общественной роли - руководствоваться обменом без возмещения, дарением (мой условный термин).
Стоимость, принятая в капиталистических отношениях, есть "выражение капитала (целого или части) в отношениях между людьми" и существует и применяется
исключительно для обмена на любую другую стоимость-выражение капитала. Больше ни для чего стоимость применить нельзя.
Обязательное начальное условие для возникновения стоимости -
Некто вдруг изъявляет желание в получении неких благ для поддержания своего достойного сущестования. Нормальное желание любого живого существа, а не только человека. Но у любого живого существа стоимости на основании желания не возникает. Любое живое существо, идентифицировав желание, предпринимает попытки добыть эти блага непосредственно у природы, и в итоге добывает их.
Очевидно, что и человек на заре своего общественного бытия занимался тем же.
Но у цивилизованного Некто ситуация не может окончится так просто. Цивилизованный Некто в силу разнообразных причин ( в том числе, по причине своего увлечения стоимостями) оторван от природы и б
Ольшую часть благ (для мыслимого им достойного сущестовования) получить у природы не может. Эти блага он может получить
только в обмен у других людей, отдав им что-то свое. Самое простое решение, доступное каждому - отдать часть своей способности к труду. Итак, Некто желает получить блага и руководствуется этим желанием. Эти блага являются его
потребительными стоимостями и Некто может свободно узнать у других людей -
что именно и в каком количестве требуется владельцам этих благ, чтобы они отдали Некту эти блага, соврешили обмен стоимостями. Это "
что именно" будет
потребительной стоимостью владельцев и
предъявительной стоимостью Некты.
Для простоты сравнения разных стоимостей и количества существует
универсальный обменный эквивалент в виде денег. Однако, совершенно очевидно, что владельцы благ желают видеть
потребительные стоимости вовсе не в виде денег а в виде других, конкретных благ. Деньги в общественном обороте есть лишь обязательства предоставления стоимостей-благ.
В создавшейся ситуации Некто уже довольно твердо знает, что для получения потребных ему благ (
потребительных стоимостей) для достойной жизни необходимо иметь
для обмена в собственности некоторый объем стоимости (он же - объем капитала), выраженный в конкретном денежном эквиваленте. Но получить этот объем он может только в обмен, поэтому он идет дальше и предлагает другим людям
для обмена свой естественный капитал (рабсилу, как мы помним) по
предъявительной стоимости, равной
потребительной стоимости тех благ, что он хотел бы получить.
В ответ потенциальный работодатель охлаждает Некту ушатом
предъявительной стоимости, которую работодатель готов отдать в данной ситуации за потребную ему (значит, для него
потребительную) стоимость - рабочую силу, способности к труду, ресурсы организма, естественный капитал.
В наиболее частом случае
предъявительная стоимость работодателя гораздо менее
потребительной стоимости, лелеемой Нектой, но поскольку в наиболее частом же случае условия для консенсуса стоимостей, то есть, условия дял обмена ставятся работодателем, происходит, в результате взаимных уступок устаканивание
потребительной и
предъявительной стоимостей до состояния
меновой стоимости.
На этом процесс образования стоимости заканчивается и она заносится в протокол. Как видим,
стоимость есть результат обменных отношений и никак не проявляется независимо от этих отношений.
При коммунистических же отношениях, то есть, тогда, когда деньги не просто не видны наблюдателю, а отсутствуют в действительности люди продолжают исполнять всё те же самые роли в экономике, но уже на основе совершенно других,
необменных (неэквивалентных, нестоимостных)
отношений...
Но вы об этом процессе, где стоимость не образуется, не спрашивали, вот я и замолкаю.