maxon писал(а):
Я признаю сознание материальным, хотя это как-то не соотносится с определениями. Точнее я признаю его материальную основу. Собственно по тезису "Бытие определяет сознание". И давность взглядов не служит аргументом, теорема Пифагора не устарела.
Материальная основа сознания - в материальных явлениях его воздействия на материальное бытие. Примерно так же, как Гумилев показывал материальное воздействие пассионарности - А= F x S. При этом материальное Сознание
не может принадлежать материальному Бытию, на которое оно воздействует. Оно должно быть отвлеченным, точно так же как Бытие отвлечено, абстрагировано от Сознания при воздействии на него. Грубо говоря, для взаимодействия Бытие и Сознание должны быть чуждыми друг другу.
Таким образом, деградация Сознания вызывается не инопланетянами, а победой над ним Бытия в битве противоречий, в соответсвии с любимой формулой материалистов:)
maxon писал(а):
Пойнтс писал(а):
Разве капитализму нужны производительные силы?
Капитализму нужен
определённый уровень развития производительных сил. По Марксу каждому уровню развития производительных сил соответствует своя общественная формация. Точка. Хотя я бы сам уточнил - не уровень развития производительных сил определяет формацию, а
уровень обеспечения потребностей. Просто они взаимосвязаны - сколько производится, столько и потребляется. Но эта связь тоже относительна из-за изменения потребностей. Из-за этого, например, я считаю Новгородскую республику - капитализмом, а не феодализмом.
Мой вопрос звучит так - разве для наличия капиталистических отношений нужен вообще какой- либо уровень производительных сил и уровень обеспечения потребностей, разве нужна какая либо формация?
Исходя из вашей же формулы, что
капиталист кормится прибылью от продажи купленного, то для наличия капиталистических
отношений нужно всего лишь наличие рынка - налаженных отношений обмена
любыми товарами. Раб продает рабовладельцу свою свободу распоряжения единственным имеющимся капиталом - рабочей силой - за похлебку. В результате мы имеем капиталистические отношения.
Это - уже капитализм. И производительные силы в лице рабочей силы раба наличествуют, и отношения соответсвенные. Крепостной продает часть своего урожая феодалу за охрану феодалом своего капитала от грабежа другими феодалами. В нынешнем новоязе - "крышевание". Налицо и купля с продажей и капитализм.
Капитализм всегда присутствует, когда есть капитал-отношение.А всяческие общественные формации - это плоды фантазии Маркса для дополнительной головной боли его исследователям.
Таким образом, выявляется ответ на мой вопрос - ни уровень сил, ни уровень потребностей никак не влияют на присутствие или отсутствие капитализма. Потому что, повторюсь, капитализм-отношение есть плод
сознания людей, играющих в движение капитала туда-сюда, продавая и покупая то, что подлежит купле-продаже по моральным нормам конкретно существующего человеческого общества.
maxon писал(а):
И что там определял Маркс? Капиталистические отношения - это отношения собственника средств производства и наёмного работника. Капитал - собственность.
Маркс-то прав. Что такое собственность? Как она выглядит? В чем проявляется?
Она проявляется только в
отношении людей к чему либо, что они считают капиталом. А капиталом считается всё, что обладает ликвидностью по нормам конкретно существующего общества. Собственник средств производства точно такой же капиталист, как и любой другой просто человек. У просто человека есть одна собственность, один капитал - его рабочая сила, его способность к любому труду, востребуемому на рынке. Если он начнет её продавать, он может получить некую прибыль, на которую он приумножит свой капитал, приобретя молоток, потом станок, потом завод или что угодно - любой торгующийся товар. А может и пролететь и быть в убытке, постоянно продавая лишь один капитал - свою способность к труду.
Нужна ли какая-либо формация, уровень производительных сил или уровень потребления для описанного процесса? Ничего подобного не нужно.
Капитал, как отношение, существует в человеке вечно наравне со всеми эгоистичными инстинктами - самосохранения, экономии сил и чего там еще есть.
И точно также вечно существуют в Сознании человека наравне с капиталистическими - коммунистические отношения, как два диалектических противоречия. Двое людей на необитаемом острове могут построить как капиталистические отношения, так и коммунистические. И в завимости от этих отношений можно назвать их общественный строй капитализмом или коммунизмом. Поменяют они эти отношения - и общественный строй сменится на противоположный.
maxon писал(а):
Эти отношения меняются тогда, когда производительные силы, ввиду их постоянного роста(!), приходят в противоречие с этими отношениями. Феодальные отношения рухнули тогда, когда разорились земельные собственники, а собственники мануфактур разбогатели настолько, что стали влиять на власть.
Что за производительные силы вдруг выросли под боком у феодалов-крышевиков так, что те не смогли с ними совладать и позволили разрушить отношения крышевания? Да и разрушили ли?
Никаких особых производтельных сил не появилось, не развилось резко и одномоментно для смены отношений. Просто развитие существовавших капиталистических отношений в обществе вырвалось из пут общественных норм. Было раньше табу на ликвидность некоторых вещей, но под давлением "любви к прибыли" это ограничение таяло до тех пор, пока не свершился качественный переход - капиталистические отношения стали превалировать. И землю стали продавать и закладывать.
Примерно таким же образом социалистический "феодализм" с его ограниченими на куплю-продажу сменился на то, что у нас сейчас.
maxon писал(а):
Капитализм рухнет тогда, когда собственники заводов разорятся в следствии кризиса, а безработное население заставит правительство национализировать производство и дать всем работу. Кризис же - следствие роста производительных сил, то есть элементарного перепроизводства.
Это у вас не капитализм рухнет, а просто капиталисты поменяются, точно так же, как в России 17-го. "Дать всем работу" - это может означать лишь "купить у всех рабочую силу". И пообещать прибыль. Капиталистические отношения будут продолжать править бал до следующего кризиса. Ведь кризис это никакое не перепроизводство. Кризис - это отсутсвие источников прибыли.
maxon писал(а):
Попытки сменить производственные отношения раньше естественного хода истории приводят лишь к её зигзагам. Я полагаю, что СССР это доказал.
Какие такие производственные отношения? На производстве есть одно отношение - субъект управления и объект управления. Зачем их менять?
Сменить надо капиталистические отношения купли-продажи на коммунистические отношения простого распределения.
maxon писал(а):
"Капиталист есть в некотором роде спекулянт, живущий на разницу между куплено и продано"
Абсолютно верно. Довольно точная цитата. Но что из этого следует? Кризис приводит к тому, что такая спекуляция становится невозможной и капиталлист автоматически исчезает - банкротится.
Обанкротится должны
все капиталисты, по крайней мере - их критическая масса, обанкротится, как носители капиталистических отношений, а не как владельцы некоей собственности. Потому что любой обанкротившийся капиталист всё равно оставляет себе свою пролетарскую собственность, она же капитал - рабочую силу. Миллионы пролетариев с капиталами вернут капитализм, продавая свою рабочую силу тому, кто её купит.
Цитата:
Попытки как-то насильственно убрать капиталиста приводит к тому, что общественные отношения слишком рано меняются.
Убрать капиталиста из каждого конкретного человека невозможно:) Но загнать его вглубь не только возможно, но и повсеместно происходит в отношениях между людьми, когда они не хотят кому-то что-то продать, чтоб получить прибыль.
maxon писал(а):
Недостаток развития производительных сил приводит к дефициту товаров, к недостаточному удовлетворению потребностей. А это порождает деформацию общественных отношений - рождается теневая экономика, где капиталистические отношения восстанавливаются. И, в конечном итоге, берут реванш!
К дефициту товаров\произведенного продукта приводят капиталистические отношения между людьми, при отсутсвии легальной возможности получать прибыль. Дефицит товаров есть искусственное ограничение доступа к произведенному продукту под влиянием этих отношений, поскольку другим способом получить прибыль, не ограбляя контрагентов, невозможно по правилам данного конкретного общества.
Любой уровень развития производительных сил в легальном капитализме не приводит к дефициту, потому что прибыль и убыток входят в правила.
maxon" писал(а):
Собственник в погоне за прибылью старается уменьшить свои издержки в пересчёте на единицу продукции. Именно это приводит к модернизации производства и росту производительных сил. Капиталисту нужна прибыль, но в итоге он увеличивает производство. Это получается автоматом. Без специальной озабоченности.
Это вы уж слишком. Модернизация автоматом? Без озабоченности? Чтой-то наш гарант модернизацией озаботился? Может, ему автомат включить?:)
Модернизация - это последнее, чем озабочивается капиталист, когда ему надо снизить издержки. Хотя бы потому, что сама модернизация требует издержек и риска снижения прибыли от неправильной модернизации. Обычный кондовый капиталист, он же - спекулянт, снижает издержки в первую очередь снижением стоимости купленного - то есть, ищет где подешевле, сокращает зарплату, "кидает" поставщиков. И только если этот метод не работает, он озабочивается модернизацией.
maxon писал(а):
И кризис - это точка бифуркации истории. Маркс считал, что капиталист является своим же могильщиком. Он сам загоняет себя в яму своей погоней за прибылью увеличивая производство. В итоге происходит перепроизводство и кризис, меняющий систему. Маркс считал, что только в одну сторону в сторону социализма.
Капиталист, так же как и пролетарий-капиталист, являются могильщиками капитализма потому, что капитализм загоняет себя в точку "монофуркации" своей погоней за прибылью. Пока есть возможность получать прибыль, капитализм не исчезает, как только исчезает сама возможность, исчезает и капиталист (вместе с пролетарием, естественно:))
maxon писал(а):
Однако я лично вижу и иную возможность - уничтожение производительных сил и спускание общества на ступень развития ниже - в постиндустриальный феодализм. Где феодалами будут уже нынешние банкиры, скопившые капитал на ростовщичестве. Они искуственно снизят уровень потребления и, тем самым, дегардируют общественные отнощения, введя более высокую степень зависимости работников от собственников капитала, близкую к рабству.
Любое унитожение производительных сил никак не повлияет на капитализм, ибо рабство, постиндустриальный феодализм, элитаризм, троцковский коммунизм - это все тот же капитализм, стоящий на капиталистических отношениях купли-продажи.
Только эта "монофуркация" долго не продержится - нет у "элиты" средств для отделения себя от "быдла".
maxon писал(а):
Я лишь уточняю зависимости - можно деградировать общественные отношения уничтожив излишки производительных сил. В этом я вижу весьма серьёзную опасность в самое ближайшее время.
Общественные отношения деградируются капиталистическими отношениями купли-продажи. При любых производительных силах. Я щетаю