Пойнтс писал(а):
Коммуна Джонса в Гайане в 1000 человек тоже не страдала ни ленью, ни обжорством, производя всё необходимое без всякой стоимости.
Сомневаюсь, что коммуна из 1000 человек способна производить все необходимое. Современному человеку сейчас необходимы телевизоры, компьютеры, холодильники, стиральные машины, микроволновки, мобильники, автомобили, трактора, электричество, газ, бензин и т.д., всё это не смогут производить 1000 человек. Община возможна если речь идет о примитивном хозяйстве, где потребляются в основном продукты с/х, либо если речь идет о какой-то отдельной компании, фирме, специализирующейся на выпуске определенной продукции.
Обмен в общине осуществляется как правило через "общий котел". Во всех первобытных хозяйствах действовал уравнительный принцип распределения общего "пирога". Согласно этому принципу, каждый член хозяйства получал одинаковую долю общего продукта, каким бы маленьким этот продукт ни оказался. Существование перераспределения в этом случае практически не зависело от наличия разделения труда, а имело другую причину - неопределенность в добывании пищи. Если результат охоты на животных или выращивания растений крайне нестабилен (то все олени куда-то исчезнут, то засуха погубит весь урожай), выжить члены племени могут только в том случае, если будут делиться друг с другом самым необходимым. Европейцы, например, часто замечали, что любое подаренное дикарям благо (от хлеба до куска ткани), всегда делилось на равные части и распределялось между членами племени. При этом уравнительность часто воспринимается как некоторый естественный и священный закон поведения в обществе. Например, представители народа коса в Африке называют "вором" того, кто не поделился с односельчанами убитым животным.
Другим примером распределения через котел являлось, например, СССР. В СССР центральные планирующие органы ("чиновник") говорили предприятиям, что им производить, а потом забирали у них весь готовый продукт. Каждый работник получал примерно одинаковую зарплату, в пределах которой он мог решить, что ему взять из "котла". Этим его свобода выбора и ограничивалась. Хотя в СССР существовала также и небольшая дифференциация доходов, которая зависела от содержания идеологии общества. Например, колхозники, которые считались "менее сознательными в классовом отношении", получали вполовину меньше продуктов, чем промышленные рабочие ("пролетариат"). В то же время "профессия" партийного работника (особенно высшего уровня) позволяла не только получать высокую зарплату, но и пользоваться специальными каналами распределения более качественных и дешевых продуктов - магазинами, столовыми, ресторанами, которые обслуживали только райкомы, обкомы и прочие партийные органы.
Многие блага выдавались людям "из котла" бесплатно: образование, медицина, культурные мероприятия, жилище и т. д. Конечно же, качество и количество благ при этом часто оставляло желать лучшего.
В то же время люди, которые заведовали распределением благ (выполняли функцию "чиновника"), могли выдавать "из котла" себе намного больше, чем своим согражданам (другими словами могли расхищать общественное имущество).
Цитата:
Так что же является ограничителем чрезмерного, уважаемый Фикрет?
Стоимость. Стоимость есть там, где есть обмен. Даже Робинзону приходится платить за все те продукты, которые он потребляет. Ничего ему "бесплатно" на голову не падает, за все он расплачивается своим трудом и временем. Если бы бананы и кокосы сами ему на голову падали, а рыбы самостоятельно запрыгивали на сковороду, Робинзон превратился бы в толстое, ленивое животное. Даже в общине продукты труда делятся поровну. Распределение поровну - это и есть стоимость продуктов. Отсутствие стоимости - это когда вы приходите в магазин и можете забрать всё что хотите в любом количестве, независимо от того, хватит ли оставшихся продуктов другим и участвовали ли вы лично в производстве этих продуктов.
Я бы вместо общины предложил другой термин -
товарная система. Товарная система возможна там, где определенное количество людей, например около 100 тыс., способны производить абсолютно все товары и услуги в рамках своей системы не вступая в торговые отношения с другой системой. 2-3 села и 5-6 городов могут образовать товарную систему со своей локальной денежной единицей и производить в рамках этой системы необходимые телевизоры, компьютеры, холодильники, стиральные машины, микроволновки, мобильники, автомобили, трактора и т.д. Современный уровень развития производительных сил и НТП позволяет это сделать, сейчас отдельная компания может себе позволить даже
частную космическую ракету построить без помощи государства. Я ожидаю, что вскоре наступит новая эра феодализма (замкнутых хозяйств), которые полностью смогут обеспечить себя экономически, сохраняя при этом культурные связи между отдельными замкнутыми товарными системами. Можно назвать товарную систему как угодно, общиной или коммуной, важно то, что она будет независима
экономически от остального мира, но не культурно.