В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам. Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.
Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.
Мне удалось выделить 5 основных типов обществ, попробую сделать краткий набросок:
I. На основе развития средств (факторов) производства:
1. Аграрное общество (производство в основном сельхоз. продукции) 2. Захватнические или военизированные общества (например, римская империя, фашистская германия и т.д., где основными факторами производства являются солдат и оружие) 3. Индустриальное общество (заводы, фабрики, станки и другое промышленное оборудование). 4. Информационное общество (технологии производства, патенты, знания, робототехника и т.д.)
II. Производственные отношения или формы распределения готовой продукции:
1. Эксплуататорские или паразитарные общества (рабство, крепостничество, наемный труд при капитализме времен Маркса, обязательные безвозмездные гос. работы) 2. Договорное общество (например, современный цивилизованный рынок) 3. Социально ориентированное общество (пенсии, пособия, бесплатные гос. услуги, благотворительные фонды, прогрессивное налогообложение и т.д.) 4. Общества, основанные на свободном распределение товаров и услуг (безденежное общество, например, коммунизм).
III. На основе господствующих форм собственности:
1. Частнособственнические общества (европейский способ производства). 2. Государственная собственность (азиатский способ производства). 3. Коллективистские формы собственности на средства производства (община, средневековый цех, колхозы, кооперативы, акционерные общества) 4. Общенародная собственность на средства производства (когда все средства производства находятся в общенародном пользовании, как воздух, солнце, вода и т.д.)
IV. Разделение труда:
1. Замкнутые общества (натуральное хозяйство, автаркия) 2. Открытые общества. 3. Глобалисткие общества (когда каждое отдельно взятое государство производит товаров на внутренний рынок менее 25%, от общего объема потребляемой продукции).
V. На основе определенных хронологических периодов:
1. Первобытное общество 2. Древнее общество 3. Средневековье. 4. Новое время. 5. Новейшее время.
А теперь конкретные примеры:
Шумеры (период) – это закрытое древнее эксплуататорское аграрное общество, где господствовал азиатский способ производства, то есть установилась государственная собственность на средства производства, возникшая из необходимости проведения коллективных работ по созданию оросительной системы.
Все подобные государства, например, Египет, Вавилон, необходимо выделить в отдельную формацию и дать название этой формации. Причем формации можно выделять как на основе горизонтальной (одна историческая эпоха), так и на основе вертикальной (разные исторические эпохи) классификации.
СССР (1930 – 1945) - это закрытое индустриальное социальное государство, где господствовал азиатский способ производства, то есть установилась государственная собственность на средства производства, возникшая на основе коммунистической идеологии и необходимости проведения коллективных работ по созданию промышленного потенциала страны.
Древний Рим (период) – это открытое древнее эксплуататорское захватническое аграрное общество, где господствовал европейский способ производства.
США (2000 - …) – глобалисткое информационное рыночное (договорное) общество, где преобладают коллективистские формы собственности.
… и т.д.
Исходя из этой таблицы марксистская типология (рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм) потеряла смысл, точнее устарела и требует введения дополнительных, новых формаций.
К примеру, возьмем феодализм. Феодалы первоначально были профессиональными воинами, свой кусок хлеба они зарабатывали грабежами, при помощи оружия, войн и набегов. Далее они превратились в земельную аристократию, которая исключительно занималась ведением своего хозяйства, то есть феодалы забыли свою первую профессию воина и грабителя. Поэтому так называемый феодализм надо делить как минимум на два периода (формации): военный феодализм и аграрный феодализм.
Превратившись в земельную аристократию, феодалы достаточно жестоко эксплуатировали крепостных крестьян, в России их могли убить, продать, подарить, проиграть в карты и т.д. От классического рабства феодализм отличался только тем, что римляне превращали в рабов чужестранцев, а феодалы - своих соплеменников. Можно ли феодализм, в этом случае, назвать более прогрессивным и совершенно другим строем по отношению к классическому рабовладению, если рабство по сути было в обоих обществах? Кстати первые средневековые города уровня Древнего Рима в Европе появились только лет через 500 после гибели римской империи, поэтому говорить о прогрессе на протяжении нескольких сотен лет не приходится. И еще, на определённом этапе феодалы в Европе одевались и питались также, как и крестьяне, внешне их сложно было различить, можно ли сказать, что в этот период было такое же уравнительное распределение как в СССР?
В Шумерах также достаточно жестко эксплуатировали своих соплеменников, как позднее в Древнем Риме, но в Шумерах была государственная собственность на средства производства (землю) и централизованное распределение произведенного продукта. Можно ли Шумеры назвать социалистическим государством?
Те же процессы развивались и при капитализме, который прошел путь от жесточайшей эксплуатации наемных работников до введения безусловного базового дохода в Финляндии, пока в качестве эксперимента.
Маркс ожидал, что социалистическая революция случится еще при его жизни. Но разве революция – это всегда вооруженное восстание и смена власти? К концу его жизни степень эксплуатации наемных работников значительно снизилась, появились профсоюзы, сократился рабочий день, улучшились условия жизни рабочих, общество изменилось и изменилось революционно, это уже был не тот капитализм со звериным оскалом! Маркс не заметил, что он своим трудом предотвратил вооруженные выступления наемных работников, ведь "Капитал" читали не только его сподвижники, но и потенциальные враги, капиталисты, которые опасаясь этих выступлений, шли на уступки наемному труду. Напиши он свой труд несколькими веками ранее, наверное, удалось бы предотвратить и буржуазные революции в Европе. Монархи и земельная аристократия сделали бы выводы из прочитанного и возможно добровольно поделились властью с буржуазией.
|