malchish.org

Форум Мальчиша-Кибальчиша
Текущее время: Пт июн 18, 2021 4:57 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Комментарии к Кудрину.
СообщениеДобавлено: Вт дек 22, 2009 4:59 pm 
Не в сети
Читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс сен 06, 2009 2:56 am
Сообщения: 37
Хотелось бы узнать что поводу этого выступления думает Максон.

[Вот, что я думаю. В виде статьи: http://malchish.org/index.php?option=co ... &Itemid=35 - Максон.]

Взято со Slon.ru

извините, форумом ошибся. если есть возможность, то перенесите пожалуйста в "Политику и экономику".


О КРИЗИСЕ-98 И ЗАДАЧЕ ДЛЯ СЕБЯ

Во время кризиса 1998 г. инвесторы так же, как и год назад, начали сбрасывать обесценивающиеся активы – кредиты, залоги по которым обесцениваются, ценные бумаги. Произошло обвальное падение цен всех активов. Все хотели выйти в доллары, был мощный отток капитала. Правительство было неспособно продолжать заимствования, страна объявила дефолт. В тот момент многие компании исходили из того, что страна перестала платить по своим долгам, и тоже остановили платежи по кредитам.

Поэтому в 2000 г. [в мае того года Кудрин стал министром финансов и вице-премьером] я понимал: российские риски настолько высоки, что надо создать систему, которая позволит избежать в будущем таких ситуаций. Этот каркас прочности и надо было создать.

НЕФТЯНАЯ ВОЛАТИЛЬНОСТЬ

В 2000 г. мы прикинули, на какую цену нефти должно рассчитывать государство, чтобы не скатиться к неспособности оплачивать свои обязательства. В течение 10 лет перед тем средняя цена нефти была $18,5, и решили примерно на эту величину и рассчитывать. Зависимость от цены нефти приводит к волатильности текущего счета операций, к непостоянству наших доходов. Большая часть нашей волатильности обусловлена ценой нефти.

Зависимость от нефти влияет и на денежное предложение. Когда нефть дорожает, на рынок выходит масса эмитированных ЦБ при покупке валюты денег. В результате денежное предложение перестает от нас зависеть. Оно перестает быть связано с потребностями экономики, со скоростью обращения денег, с кредитным мультипликатором. Это первый канал, по которому к нам приходит извне неопределенность, которая начинает давить на денежную систему.

ДЕНЬГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАСТРОЕНИЕ
Но политический процесс идет, и аппетиты возрастают. Мы сильно зависим от цены нефти, а она стала расти и расти. Я понимал, что когда-то эта история должна была прекратиться. Было ясно, что даже большой рост спроса, который обеспечивал Китай, не должен был давать такого роста цен.

С ростом цены нефти быстро расширяется и стоимость экспорта. Деньги попадают в экономику, становятся дешевыми, легкими. Банки выдают кредиты, и деньги попадают во все сектора экономики. Все начинают покупать и строить. Цены на недвижимость растут. Все начинают хотеть жить лучше – покупают импортные автомобили, ездят в заграничные поездки: дешевые и легкие деньги создают спрос. Стоимость импорта улетает.

Также поступают предприятия – завозят оборудование, его импорт растет. Все цены растут еще быстрее, чем мы успеваем распределять эти деньги по экономике. А когда приток денег извне становится меньше, все начинают беречь средства. Меньше покупают импортные автомобили, вообще импортные товары.

НЕНОРМАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ


В ситуации притока денег ЦБ вынужден выкупать с рынка все больше и больше средств. Резервы в последние годы росли уникальным темпом.

Но прирост резервов – это со стороны ЦБ просто попытка сдержать укрепление курса рубля. Из-за волатильности текущего счета прирост денег в отдельные годы доходил до 50%. Это нормально? Экономика растет на 7%, а прирост денег составляет 50%. И после этого нам говорят: «Вы собираете деньги в кубышку, обезвоживаете экономику». Наоборот, это сверхизбыточный рост денежного предложения, который определяется нашей зависимостью от притока средств по текущему счету.

В Бразилии темп роста денежной массы иногда достигал 23 – 27%. В Индии примерно также. Нигде денежная масса до кризиса не росла темпами под 50% в год – это наше отличие от других экономик.

ОТЧЕГО РАСТЕТ МУЛЬТИПЛИКАТОР

Многократно проходя через банковскую систему, денежное предложение еще увеличивается. Действует кредитный мультипликатор – если на него посмотреть, окажется, что благодаря всей цепочке операций на каждый рубль, выпущенный в экономику ЦБ (или правительством – если бюджет дефицитен), появляется еще 3 рубля, созданные кредитным мультипликатором. По экономике гуляют уже не просто нефтяные деньги, их величина определяется способностью банковской системы генерировать деньги по мере роста денежной базы.

В развитых странах этот мультипликатор гораздо выше, чем у нас. При высокой инфляции все боятся класть деньги на банковские счета, особенно надолго. А из-за зависимости России от нефти – боятся давать длинные кредиты. Даже когда инфляция снизилась, все по-прежнему не очень любят класть средства в рубли и надолго.

Но свойство российских денег не быть надежным средством сбережения приводит к тому, что мультипликатор у нас составляет всего 3. В странах, где в экономике больше денег, макроэкономическая стабильность выше, а инвесторы уверены в действиях правительства, в его грамотности, мультипликатор составляет 7 – 8. В США мультипликатор вообще доходил до 11. Во время кризиса мультипликаторы обвалились – упало доверие, очень сложно давать кредиты, когда никто не понимает, какие отрасли будут работать с какой рентабельностью.

ВАЛЮТНАЯ СВОБОДА

Итак, денег становилось все больше и больше. Но этот рост не может быть бесконечным. Нашим постоянным спутником стала высокая инфляция. А при высокой инфляции, как в начале 1990-х гг. – за 100%, никаких сбережений и кредитов быть не может. Ведь ставки по кредитам должны быть выше инфляции.

В 2006 г. мы довели инфляцию до 9% и либерализовали операции по счету капитала. Стран, которые позволили себе это сделать, в мире немного: 20 – 25. Китай, Индия, Бразилия не имеют полностью конвертируемой валюты. Может быть, мы поторопились – но ЗВР к тому моменту были уже немаленькими; мы понимали, что не будем тратить бюджетных средств больше, чем нужно. И хотели получить преимущества, которые дает свобода капитальных операций.

Эта свобода позволяет инвесторам вводить деньги в страну, не ожидая, что на выходе их кто-то отберет. Еще десять лет назад при выводе валюты из страны ее надо было сначала депонировать на спецсчете в ЦБ, а затем подождать, пока ЦБ разрешит вывод средств. В 1998 г. ЦБ пытался остановить падение рубля, стараясь задержать вывод долларов из страны. Это было совсем недавно. Инвесторам, желающим вывести средства из страны, даже предлагали выкупать валюту на аукционах.

В Китае никакой свободно конвертируемой валюты тоже нет. Там вообще разрешительный режим инвестиций. Мы решили быть более цивилизованной страной, решили отказаться от всех этих ограничений. При каком курсе рубля выйти из инвестиций – это предпринимательский риск [инвесторам не гарантируется, что курс рубля будет стабильным – Б.Г.], но больше ограничений на операции с капиталам мы тогда решили не вводить.

КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ

Вернемся к темпу прироста денег, регулируемому нацбанками. В еврозоне обычно прирост денег не превышает 10% в год. В Китае до кризиса для обеспечения экономического роста на уровне 9 – 10% ни разу не требовалось темпов прироста М2 выше 20%. А инфляцию там контролируют совсем жестко. Когда будучи совсем низкой, она снова выросла до 3%, проблему ужесточения денежной политики обсуждал ЦК компартии Китая. Так что в коммунистическом Китае более жесткая денежная политика, чем у нас.

При этом своей курсовой политикой Китай кладет на лопатки своих торговых партнеров. Заниженность курса юаня вносит вклад в создание гигантской массы китайского экспорта, ведет к нервозности на всех рынках.

Сейчас всем странам еле-еле удается удерживать денежную массу на докризисном уровне. Денежная масса падает: банки не находят заемщиков, которых они могут кредитовать. Только в Китае по-другому, там проще – вызвали банки и сказали: «Нужно кредитовать». Денежный мультипликатор в Китае сейчас работает слишком хорошо, и это очень опасно. Китайский центробанк уже заявил, что велика вероятность образования новых пузырей: спрос уменьшается, а кредит – расширяется. Возникают диспропорции, которые могут вылиться в образования пузырей – и в части цен на недвижимость и акции, и в плане избыточного производства – создания производственных сверхзапасов. В результате потом это может привести к остановке производства. В общем, это неосторожная политика – посмотрим, к чему она приведет.

МАГИЧЕСКАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА

И вот ЦБ говорит, что инфляцию надо снижать, потому что иначе слишком высоки кредитные ставки. Чтобы кредиты и сбережения стали выгодными, чтобы они стали длиннее. Обсуждается таргетирование инфляции. Для модернизации экономики инфляция должна быть низкой – иначе невозможны инвестиции с длинным сроком окупаемости.

В связи с этим мне вспоминается разговор с китайским министром.

– Как вы снижаете инфляцию?

– Повышаем ставку рефинансирования.

– Как вы способствуете ускорению роста экономики?

– Снижаем ставку рефинансирования.

Кредитные ставки – универсальный метод регулирования темпов подъема и модернизации экономки.

ЧЕМ ВРЕДНЫ ДЕНЬГИ

Когда в экономике много денег, курс [местной] валюты начинает укрепляться. В России после кризиса 1998 г. укрепление курса рубля – и к доллару, и в отношении к валютам торговых партнеров – было очень быстрым. Чтобы показать, как это вредит экономическому росту, я привожу такой пример.

Представьте себе двух производителей сервизов, нашего и иностранного. У иностранного сервиз стоит $100, а у нашего – при курсе в 30 руб. за доллар – 3000 руб. Вырученные иностранным производителем 3000 руб. обмениваются на $100 и вывозятся, все находятся в равных условиях. ЦБ говорит, что надо снижать инфляцию, и курс рубля растет до 24 за доллар [в результате того, что ЦБ эмитирует меньше рублей, снижая скупку валюты в резервы]. Импортер свой сервиз, по-прежнему стоящий $100, продает за 2400 руб. А российский производитель не знает, что ему делать, ведь у него издержки не упали таким образом, чтобы снизить цену на 1/5. Налоги, издержки, зарплаты работников – все осталось прежним. Теперь ему нужно резко снижать издержки, чтобы сохранить конкурентоспособность.

Но в какой-то момент дальнейшее повышение производительности труда и снижение издержек становятся невозможными. Поэтому приток валюты в конечном итоге приводит к голландской болезни.

ДЕНЬГИ – УБИЙЦЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Предоставляя возможность дополнительной ликвидности поступать на рынок, мы убиваем нашу промышленность. Импорт становится более конкурентоспособным и вытесняет российские товары. Поэтому Китай жестко следит за тем, чтобы не допустить и укрепления юаня, и роста инфляции.

Нам, чтобы избежать инфляции, нужно покупать в резервы еще больше иностранной валюты. А эмитированную валюту частично убирать из обращения, продавая инвесторам госдолг.

Затем ситуация радикально изменилась: цена нефти упала, а мультипликатор остался на том же уровне. ЦБ замещает банкам источники денег. Все бегут из банков и с рынков – ЦБ поменял порядка $200 млрд, разрешив банкам, их клиентам, гражданам переложиться в доллары, а компаниям – погасить долги.

Теперь нефть опять стоит дорого, и [если так пойдет дальше], скоро снова придется вернуться к стерилизации денежного предложения. Ведь девальвация, которая всех так всполошила прошлой зимой, в масштабе событий 1998 г. кажется небольшим колебанием. Уровень реального курса рубля уже вернулся на уровень 2007 г.

Такая девальвация не сможет дать предприятиям конкурентное преимущество перед импортом по издержкам. Большого эффекта от нынешней девальвации нет, да и тот, что есть, быстро съедается из-за того, что нефть снова пошла вверх.

МЫ ВЫЖИЛИ

В результате проводимой политики мы хорошо подготовились к кризису. Спекулятивные средства во время кризиса стали уходить из страны, отток составил $132 млрд. Какая страна может выдержать такие качели? В 1998 г. ведь к дефолту привел отток капитала всего лишь в $10 млрд. А сейчас мы удержались при оттоке в $132 млрд. Тогда обанкротились крупнейшие банки, они стали распродаваться по частям. И в этот раз мы четко понимали: нужно обеспечить стабильность финансовой системы.

У нас происходило сжатие денег – это неизбежно, когда нефть подешевела со $145 до $40 – 43, – источник текущего счета и предложения долларов сжался, а спекулятивный капитал ушел, причем в большом объеме. ЦБ даже пришлось ввести беззалоговое кредитование банков – это когда он не может найти у банков подходящих залогов, и чтобы упростить и ускорить выделение денег. 120 банков получали эти «быстрые деньги», хотя их доходность доходила и до 15%. Банкам эти средства очень помогли – они могли быстро реагировать на отток вкладов.

ЦБ и Минфин оказались готовы к решению этой проблемы. Мы учитывали возможные реакции рынка и шаги, которые придется предпринять. Рассчитывали, на сколько нам хватит резервов. В части резервов и запасов мы оказались хорошо подготовлены к кризису. Ключевое достижение – то, что отток $132 млрд не сломил нас, не привел к потере банками кредитоспособности.

СЛЕЗАЙТЕ С КАЧЕЛЕЙ

Когда в этом году нефть пошла вверх, приток капитала возобновился. Инвесторы вернулись: «Нефть дорогая, так что давайте мы еще с вами поработаем». Но это короткие кредиты. В I и III кварталах был отток, во II – приток, сейчас, вероятно, тоже отток – перед Новым годом инвесторы фиксируют прибыль. Надо быть готовыми к этим качелям, пока зависим от нефти.

Как избежать этих качелей? В последние годы темп прироста кредитов в России был выше среднего в мире. Кредиты коммерческих банков в других странах растут гораздо медленнее. Так, в США до кризиса темп прироста кредитов доходил до 14%, а у нас было 30 – 40%. Но ставки были высоки – только в последний год перед кризисом средние ставки опустились до 10,5%. А по ставкам выше 10% могут брать кредиты далеко не все отрасли. Базовые отрасли – не могут. Высокая ставка кредита, неизбежная при высокой инфляции, убивает целые отрасли экономики. Кредитовать торговлю, строительство – запросто, обрабатывающую промышленность – в меньшей степени.

Поэтому когда нам говорят: «Зачем вы держите деньги, давайте, потратим нефтяные доходы на модернизацию экономики», – я понимаю, что люди просто не знают законов экономики. В результате усиления притока валюты мы получим еще больший приток спекулятивного капитала. И в итоге проиграем и на росте инфляции, и на укреплении курса рубля. Мы не можем позволить себе тратить нефтяные деньги – они будут только мешать росту.
Гораздо лучше добиться роста кредитов не за счет траты нефтедолларов, а за счет роста кредитного мультипликатора при снижении инфляции. Просто про мультипликатор мало кто знает.

ПЕРЕГРЕЛИ РЫНОК

Увеличивая кредиты за счет использования нефтяных денег, без качественного роста мультипликатора, мы в итоге получаем только мощный приток средств в строительство, в недвижимость. Даже не понимая, дадут ли эти инвестиции отдачу, будет ли прибыль. Строителей у нас все уважают, всем хочется участвовать в постройке новых домов и новых производственных мощностей. В результате до кризиса цемент у нас стоил в 3 раза выше его мировой цены, и чтобы что-то построить, его везли буквально изо всех стран.

Мы разогрели и перегрели рынок, который был основан на дешевых деньгах и не имел конечного потребителя – человека, который купит все эти втридорога построенные мощности. Этот спрос финансировался только сверхлегкими деньгами, а при их исчезновении оказался липовым и виртуальным. Нефть подешевела, и спрос испарился, оказавшись пузырем.

В ситуации, когда ЦБ трудно самому справиться с абсорбированием денег, правительство не должно проводить проциклическую политику, тратя все доходы. Тут имеет смысл напомнить, что резервы ЦБ только наполовину его: вторая часть принадлежит правительству в виде резервного фонда или фонда национального благосостояния. И когда мы говорим, что ЦБ покупает валюту и печатает деньги, то это делает и правительство: откладывая деньги в резерв, оно сдерживает предложение денег, когда ЦБ не справляется со сдерживанием роста денежной массы. Такое накопление резервов – самое правильное действие правительства, когда рыночными методами мы не можем удержать рост инфляции и курса рубля.
За все время мы накопили в фондах порядка 20% ВВП. Боюсь даже представить, что было бы, если потратить эти деньги.

КИТАЙСКИЙ ВАРИАНТ-2

Ту же самую задачу Китаю удается решать даже в более сложных условиях гигантского притока денег. Но даже активно скупая валюту в резервы, они удерживают рост денежной массы, проводя более глубокую, чем мы, стерилизацию денег. И в более сложных условиях – не имея экспортных пошлин. Китайский центробанк вынужден выпускать огромное количество ценных бумаг, чтобы связать юани, напечатанные при покупке экспортной валютной выручки. Это бумаги на сотни миллиардов юаней.

Я спрашивал у сотрудников китайского ЦБ, не слишком ли дорого обходятся такие заимствования, ведь по ним приходится платить процент? Отвечают, что убирая 100 юаней, мы платим 3: поскольку инфляция низкая, займы обходятся дешево.

Конечно, этот навес растет и растет, и рано или поздно Китаю придется начать укреплять юань. Это вопрос времени – такими мерами убрать денежный навес окончательно очень трудно.

ДЕНЬГИ ДОЛЖНЫ РАСТИ ВМЕСТЕ С ЭКОНОМИКОЙ


Уменьшив и стабилизировав инфляцию, мы увеличим сбережения, начнет расти количество проектов, которые можно поддержать за счет кредитов. Только не забегая вперед и не упуская при этом инфляцию. Денежная политика должна идти за спросом, возникающим в этих благоприятных условиях: увеличивать денежную массу можно по мере роста кредитов – то есть по мере роста проектов, отобранных банками как кредиторами. Когда проектов становится много, увеличение денежного предложения не будет увеличивать инфляцию. А сейчас экономика отторгает простые решения – немотивированный рост денежного предложения.

Именно по этой логике ФРС и ЕЦБ сейчас начинают уходить с рынка. Есть, конечно, апокалиптические прогнозы, но пока госдолг США невелик – $7,6 трлн. Это ниже порога в 60% ВВП, то есть в зоне безопасности. Но с дефицитом под 10% ВВП за 4 года госдолг может достигнуть 100% ВВП. А это уровень Италии и Японии, у которых поэтому нет высшего кредитного рейтинга. И суммарный госдолг стран ЕС достигнет примерно 100% ВВП. Если развитые страны так и будут поддерживать высокие социальные обязательства стран и генерировать долг по 8 – 10% ВВП в год, даже на рынке лучших суверенных заемщиков возникнет избыточная конкуренция, и стоимость заимствований начнет расти.

РЕЗЮМЕ

Конечно, монетарные факторы – не единственные факторы, влияющие на рост экономики. Нужны институты, конкуренция. Когда институциональная структура не развита, больше приходится действовать деньгами. Я рассказал о ключевых акторах, мешающих развитию российской экономики, которые надо блокировать, нейтрализовать, чтобы получить возможность развиваться. Это то, что является самым больным местом российской экономики.

До кризиса мы рассчитывали, что без ущерба для макроэкономики можно тратить нефтяные доходы до уровня $50 за баррель. Все, что сверху, – откладывать, тогда качелей не будет. Эти деньги есть на что потратить – у нас плохие демографические тенденции: через 15 лет количество людей в трудоспособном возрасте уменьшится, и рабочие не смогут прокормить пенсионеров. Нужно развивать накопительное пенсионное страхование, а для этого – снижать инфляцию. Когда она перестанет съедать ежегодные сбережения, у людей появится стимул откладывать деньги на старость. И накапливать для решения этой задачи бюджетные резервы.

Ответы на вопросы:

– Насколько вероятна вторая волна банковского кризиса на Западе?

– Финансовая система на Западе – самое узкое место. Если снова сдетонирует, вторая волна может пойти оттуда же, откуда и первая. Сейчас еще никто не понимает, по каким ценам что можно производить, будет ли и какая рентабельность, нужно ли дальше снижать издержки, или снова цены подрастут. Ситуация не структурировалась, и банки, выдавшие всем кредиты, ждут, у кого еще возникнут трудности. Автопром не может платить по долгам, но государства ему помогают. Но есть другие отрасли, за которые государства будет меньше беспокоиться.

– Как Вы относитесь к тому, что крупнейшие инвестбанки стараются побыстрее расплатиться с государством, чтобы получить возможность выплачивать бонусы [в вопросе был упомянут Citibank]?

– Сейчас невозможно сказать, сколько еще банкам придется списывать активов – столько же, больше или меньше. Поэтому крупнейшие банки пытаются привлечь средства с рынка в капитал. Что будет с акциями инвестбанков, которые покупают инвесторы, – неизвестно, но это уже будут проблемы не банка, а владельцев его акций. Банки капитализируются, чтобы не быть под контролем правительства и начать выдавать бонусы.

Но проблема не в величине бонусов – это политический вопрос – а в том, что система вознаграждений не должна стимулировать накопление банками новых рисков – и у банков, и во всей экономике. Чтобы такое максимально быстрое накопление новых рисков не привело к новым лакунам, которые потом всплывут, [и которые потребуют нового госвмешательства].

Быстрое накопление рисков очень опасно. Гринспен опустил ставки – и мы получили субпрайм. Банки сумели упаковать рискованные кредиты в красивые обертки. Стремление заработать на более высоких доходностях понятно – это путь к бонусам. Но это и механизм накопления рисков. Так что вопрос не в величине бонусов банкиров, а в зависимости между бонусами и накоплением рисков.

На тему бонусов сейчас готовятся рекомендации FSB – не нашего, а Financial Stability Board. Мы движемся в том же направлении и разработали рекомендации по бонусной политике для Сбербанка и ВТБ. Чтобы бонусы зависели от будущей капитализации банка, а не от его нынешней прибыли. Сейчас документ дорабатывается и в 2010 г. будет апробироваться, это я могу сказать как член Наблюдательного совета Сбербанка.

– Насколько хватит накопленных бюджетом резервов?

– Резервный фонд будет потрачен в 2010 г. даже при цене нефти в $70. Останется ФНБ, но его тоже начнем тратить – сильно повышены пенсии. С 2011 г. это повышение будет финансироваться за счет повышения страховых взносов. Это серьезное повышение – на 2% ВВП в обмен на более высокий уровень жизни пенсионеров. 6 000 руб. после всего трудового стажа – это мало для страны с нашим уровнем развития. Частично это повышение будет финансироваться за счет ФНБ, тратить на пенсионную систему придется из ФНБ и в следующие годы, но неравномерно. В ФНБ останется 1 трлн руб. – это совсем немного. В этом году из фондов потратили 2,6 трлн руб.

Хочу еще раз подчеркнуть, что создание финансовой подушки было второй целью в накоплении бюджетных средств. Главное – предотвращение роста инфляции и укрепления рубля, чтобы создать нормальные условия для развития экономики. Накоплений должно быть столько, чтобы хватало на решение первой задачи [инфляция и курс]. Сколько получится – столько и накопим. Не будет хватать – придется повышать налоги или занимать. Или повышать эффективность бюджетных расходов. Здесь ресурсы есть, а повышение эффективности расходов на 20 – 30% эквивалентно неповышению налогов на ту же величину.

_________________
Вера - это отсутствие знания.
Основная проблема - это недостаточная разумность основной массы населения.
Судя по опыту - русской национальной профессией является консалтинг :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт дек 22, 2009 6:46 pm 
Не в сети
Читатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 06, 2009 2:08 am
Сообщения: 55
Откуда: Сибирь
Эта лекция уже частично обсуждалась здесь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 10:41 am 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 06, 2004 6:24 pm
Сообщения: 8940
Эта лекция очень интересна и её стоит обсудить отдельно. Интересна она тем, что позволяет рассматривать все ошибки и заблужджения нашего министра финансов во всех деталях. Он их изложил свои взгляды очень подробно подставившись во всех смыслах. Мы начали обсуждать его лекцию уже в другой теме (ссылка уже дана выше) и я процитирую себя:

Цитата:
Насчёт объяснений Кудрина. Они выглядят логичными поскольку кубышка в какой-то мере действительно была нужна. Но не в той, что создали. Она чрезмерна. Многократно превышает необходимый размер. Ведь она должна коррелировать с размером импорта. У нас постоянный профицит внешней торговли, эксорт в 2-3 раза превышает импорт. Цена нефти должна упасть в три раза, чтобы появился дефицит внешней торговли. И его тоже можно регулировать курсом нацвалюты. Нам и не нужен такой импорт, это давление на нашего производителя.

Вот он объясняет насчёт скупки долларов:

"В ситуации притока денег ЦБ вынужден выкупать с рынка все больше и больше средств. Резервы в последние годы росли уникальным темпом. Но прирост резервов – это со стороны ЦБ просто попытка сдержать укрепление курса рубля. Из-за волатильности текущего счета прирост денег в отдельные годы доходил до 50%. Это нормально? Экономика растет на 7%, а прирост денег составляет 50%. И после этого нам говорят: "Вы собираете деньги в кубышку, обезвоживаете экономику". Наоборот, это сверхизбыточный рост денежного предложения, который определяется нашей зависимостью от притока средств по текущему счету."

То, что вынужден-то - правильно. И то, что из-за скупки долларов происходит эмиссия рублей с приростом денежной массы - тоже так. Однако под кубышкой понимается Стабфонд, а не ЗВР. ЗВР не копился бы, если бы рос импорт. Если бы деньги из Стабфонда шли в виде инвестиций, и часть их шла бы на импорт машин и оборудования. Он говорит правильно насчёт того, что экномика растёт на 7%, а денежная масса на 50%. Однако не говорит того, что уровень монетизации нашей экономики самый низкий в мире. И его роста на 50% мало! Уровень монетизации нашей экономики в 10 раз меньше, чем у Китая! В 4 раза меньше, чем в Англии. Я об этом писал:
http://malchish.org/index.php?option=co ... &Itemid=35

Нам нужно не на 50% повышать денежную массу, а в 5 раз! На 400%!
Кудрин консервирует состояние дефицита денег в экономике, что очень замедляет её рост. Только уменьшение кредитной ставки до 5% дало бы прирост экономики на 10%. Темпы роста были бы 16-17%!


Вообще, в лекции затронуты очень интересные экономические проблемы, хотя и косвенным образом. Например связь ставки ЦБ с инфляцией. Связь предложения денег с уровнем цен и темпом роста производства. Тут много зависимостей, которые в лекции Кудрина не рассмотрены, но его выводы подразумевают их ошибочное понимание.

Итак, начнём, пожалуй, с главного - с влияния ставки ЦБ на инфляцию. Что по этому говорит Кудрин? Вот что:

"В последние годы темп прироста кредитов в России был выше среднего в мире. Кредиты коммерческих банков в других странах растут гораздо медленнее. Так, в США до кризиса темп прироста кредитов доходил до 14%, а у нас было 30 – 40%. Но ставки были высоки – только в последний год перед кризисом средние ставки опустились до 10,5%. А по ставкам выше 10% могут брать кредиты далеко не все отрасли. Базовые отрасли – не могут. Высокая ставка кредита, неизбежная при высокой инфляции, убивает целые отрасли экономики. Кредитовать торговлю, строительство – запросто, обрабатывающую промышленность – в меньшей степени."

Кудрин понимает, что высокая ставка кредита убивает "целые отрасли". Прекрасно понимает. Но утверждает, что высокая ставка кредита "неизбежна при высокой инфляции"! Неизбежна ли? Что тут является следствием чего?

Дело в том, что кредитная ставка входит в расходы производителя. Всегда. Все деньги попадают в экономику в виде займа. Все оборотные средства крупных предприятий заёмные и процент по кредиту автоматически попадает в расходы по производству. Производитель либо должен учитывать эту ставку в цене конечной продукции, либо снижать свою прибыль. Что у нас делается обычно в таких ситуациях? Правильно. Увеличивают цены. Что такое рост цен? Инфляция. Таким образом ставка ЦБ, транслируясь через коммерческие банки (то есть с добавкой ещё 5-7%) попадает в издержки производителя, увеличивая себестоимость продукции и, соответственно, конечную цену.

Можно даже прикинуть насколько. Ставка ЦБ - грубо 10% (сейчас уже 9%, но это не важно). Это стоимость денег для комбанков. Они добавляют свои 10-15% (они то как раз должны учитывать инфляцию!). До предприятий кредит доходит уже под 20-25%. Это добавляет к себестоимости именно эти 25%, поскольку все оборотные средства - заёмные. Это же добавляет 25% к конечной цене любого товара, ибо предприятия не могут себе позволить снизить рентабельность - она и так на грани убыточности. Дефицит денег в российской экономике - это следствие высокой стоимости кредита, результат финансовой политики ЦБ.

Высокий уровень ставки ЦБ задаёт всей экономике высокий уровень кредитных издержек значительно снижая её рентабельность. Она же задаёт и высокий уровень цен, определяя инфляцию. А ЦБ опять формирует свою ставку исходя из уровня инфляции. Следствие перепутано с причиной, в результате чего консервируется как инфляция, так и низкий уровень рентабельности всей российской экономики.

Может ли ЦБ сделать ставку меньше инфляции? Конечно. ЦБ - не комбанк и его прибыль по кредиту не должна влиять на решение по ставке. Он может выдавать кредиты даже с отрицательной ставкой, если это нужно экономике. Ибо это её важнейший регулятор, а не хозяйствующий субъект, извлекающий прибыль из своей деятельности. Но в понимании Кудрина всё не так. И ЦБ должен получать ростовщическую прибыль выдавая кредиты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Перегрели рынок?
СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 1:24 pm 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 06, 2004 6:24 pm
Сообщения: 8940
Перегрели рынок?

Кудрин вещает:

"Увеличивая кредиты за счет использования нефтяных денег, без качественного роста мультипликатора, мы в итоге получаем только мощный приток средств в строительство, в недвижимость. Даже не понимая, дадут ли эти инвестиции отдачу, будет ли прибыль. Строителей у нас все уважают, всем хочется участвовать в постройке новых домов и новых производственных мощностей. В результате до кризиса цемент у нас стоил в 3 раза выше его мировой цены, и чтобы что-то построить, его везли буквально изо всех стран."

Во-первых, отметим, что увеличение кредитов шло не по воле Кудрина. Это пришли к нам западные банки со своими ставками. Результат "либерализации рынка капитала". Им-то деньги доставались значительно дешевле, чем нашим российским комбанкам. Ставки европейских банков были привязаны к ставке ЕЦБ - порядка 4%. Американских - к ставке ФРС - 1,5-2%. Российские дочки западных банков начали давать кредиты по ставкам 7-8%! Отсюда и "перегрев" - экономика просто воспряла! Конечно прежде всего в тех секторах, которые по мнению западжных банкиров были наиболее надёжными в плане залога. Это, конечно, недвижимость, нефтедобыча и торговые сети. Ну и сами наши российские банки! Кое-что начало переподать и обрабатывающей промышленности, её рентабельность резко выросла. Всё благодаря падению стоимости кредита. Эта помощь западными деньгами российской экономике даже снизило инфляцию - рынок наполнился товарами, появился нормальный товарно-денежный оборот.

ЦБ перестал быть конечным кредитором для экономики, отдав это право западным банкирам. И это дало нашей экономике возможность немного "согреться" после 20 лет "заморозков". Для "сибиряка" Кудрина это показалось жутким "перегревом". Перегрев в экономике бывает тогда, когда промышленность начинает производить больше, чем востребовано населением. У нас что, все обеспечены качественным жильём? Строительство можно было "греть" и дальше, если одновременно снижать цены на жильё, либо уж позаботиться о росте доходов населения.

Когда на западе возник "финансовый" кризис из-за обострения общего, то западные банки потеряли доступ к своим источникам денег. Тот капитал, что они вначале закачали в российскую экономику, начал быстро откачиваться обратно. Это тут же обескровило российскую экономику, вызвало её анемию. А точнее всё вернулось в нормальное "по-Кудрину" состояние.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Перегрели рынок?
СообщениеДобавлено: Чт дек 24, 2009 2:05 pm 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 06, 2004 6:24 pm
Сообщения: 8940
ДЕНЬГИ – УБИЙЦЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ???

Кудрин:

"Предоставляя возможность дополнительной ликвидности поступать на рынок, мы убиваем нашу промышленность. Импорт становится более конкурентоспособным и вытесняет российские товары. Поэтому Китай жестко следит за тем, чтобы не допустить и укрепления юаня, и роста инфляции.

Нам, чтобы избежать инфляции, нужно покупать в резервы еще больше иностранной валюты. А эмитированную валюту частично убирать из обращения, продавая инвесторам госдолг."


Враньё или глупость в этих утверждениях? Одно из двух. Первая же фраза откровенно противоречит реальности. Что убило наш автопром в 2009 году? Падение спроса. Что убило спрос? Падение доходов у населения. Грубо говоря к падению автомобильного рынка привело отсутствие денег. Тут даже запретительные пошлины на иномарки не помогли. Импорта нет, но и спроса нет. Пат. А спрос исчез вместе с откачкой из экономики западных денег. Сейчас немного полегчало - откачка прекратилась. Даже ЗВР опять подрос благодяря высоким ценам на нефть. Но состояние это не устойчивое.

Только последняя неделя показала, что малейшее дуновение финансового ветерка (хотя бы из Дубаи) может опять нарушить процесс "стабилизации". Рубль опять падает, ЦБ тратит ЗВР на его поддержку, а денежная масса уменьшается. Экономика опять сокращается - компании на безденежье увольняют сотрудников, банкротятся, всё это приводит к росту безработицы и дальнейшему падению спроса. Что же реально убивает промышленность? Отсутствие оборотных средств. То есть денег.

Вторая фраза про то, что импорт становится более конкурентоспособным. Когда же именно? При высоком курсе рубля! Именно в этом случае импорт становится в рублях дешевле и конкурирует с продукцией наших заводов. А когда у рубля высокий курс? Когда он в дефиците. Когда его мало выпустил ЦБ. Когда рублей вообще мало. То есть обратно тому, о чём говорил Кудрин. И Китай-то действительно следит за тем, чтобы юань не укреплялся. Тут Кудрин прав. Но юаней в экономике Китая достаточно, её уровень монетизации в десять раз выше, чем у России. И это не приводит к инфляции. Ибо достаточность денег в экономике - необходимое условие нормального производства, что приводит к товарному наполнению рынка.

"Чтобы избежать инфляции, нужно покупать в резервы еще больше иностранной валюты" - говорит Кудрин. Вообще-то прав! Поскольку скупая валюту, ЦБ печатает новые рубли и наполняет ими экономику, ликвидируя частично дефицит ликвидности. И понижает курс рубля, делая импорт более дорогим, что, в свою очередь, стимулирует внутреннее производство. Подразумевал ли это Кудрин? Врядли. Ибо противоречит предыдущим утверждениям. Он сам не понял, что сказал. Случайно попал в точку. Это подтверждает концовка: "А эмитированную валюту частично убирать из обращения, продавая инвесторам госдолг." Сгенеририровать госдолг только для того, чтобы убрать "излишки" рублёвой ликвидности? Поистине "заставь дурака Богу молиться". Хотя лбы-то расшибаем мы, а не Кудрин. Тот-то в порядке. Когда российская экономика полностью загнётся, ему ещё и "нобелевку" дадут.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт дек 25, 2009 1:02 pm 
Чет я совсем запутался в финансовой механике России. О каких кредитах центробанка вообще идет речь? Конвертация валюты экспортеров вызывает избыточный прирост денежной базы. Этот прирост достается комбанкам, обслуживающих экспортеров, практически даром, за вычетом символической нормы обязательного резервирования. Украинское правительство при дефиците внешней торговли не знает у кого долгонуть валюты для конвертации, тут наоборот и все равно проблемы.


Вернуться к началу
  
 
СообщениеДобавлено: Пт дек 25, 2009 2:15 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Проблема в слабом понимании и сознательном искажении сути денег.

Инвестиции - это не деньги.
Инвестиции - это новые средства производства, технологии, ремонт старой матчасти, сырье и полуфабрикаты...

Если внутри экономики достаточно станков, сырья, рабочих... , то брать чужую валюту преступно. Нужно добавлять своих бумажек, а не чужих.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Комментарии к Кудрину
СообщениеДобавлено: Пт дек 25, 2009 3:23 pm 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 06, 2004 6:24 pm
Сообщения: 8940
Статья на эту тему родилась:

http://malchish.org/index.php?option=co ... &Itemid=35


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину
СообщениеДобавлено: Пт дек 25, 2009 8:49 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Я вообще плохо понимаю, зачем нам нужна чужая валюта, если на неё мы не можем купить самое главное, то чего нам не хватает - новые технологии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2009 1:57 am 
Баламут писал(а):
Я вообще плохо понимаю, зачем нам нужна чужая валюта, если на неё мы не можем купить самое главное, то чего нам не хватает - новые технологии.


Дело в том, что у нас нет "валютных границ", если производители желают торговать в долларах, то остается только развести руками ...

В СССР ведь валюта не просто так запрещена была...;)
Правда, это весьма жесткий метод, запрещающий свободную торговлю между странами вообще.
Но блин старое и всем известное-то "таможенные пошлины" почему не использовать?
И расчеты рублями проводить...
Я думаю ничего катастрофического не произойдет, если нефтяники и газовики маленько подтянут пояса. Нельзя им так много продавать сырья на Запад.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину.
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2009 1:33 pm 
Свеженькие высказывания от Кудрина...
Читать правда сложновато.
Разбито цитатами
Источник : Минфин

---------------------------------------

Государство, возможно, будет ограничивать внешние займы госкомпаний – Кудрин

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Государство, возможно, будет ограничивать внешние займы госкомпаний и госкорпораций, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в среду на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

"Возможно, будем ограничивать действия госкорпораций и госкомпаний по внешним заимствованиям", - сказал он.

А.Кудрин отметил, что им подготовлен механизм мониторинга госкомпаний на предмет внешних займов. "Наверное, в начале года мы этот мониторинг внедрим и, тем самым, возможно, будем ограничивать действия госкомпаний", - сказал он.

Вице-премьер отметил, что внешние заимствования компаний с госучастием вызывают беспокойство, так как они пользуются государственной поддержкой и квазигосударственным рейтингом, "иногда не очень четко понимая перспективы валютных рисков и эффективность вложений заемных средств".

Говоря о выходе других компаний на внешний рынок заимствований, А.Кудрин сказал, что они будут привлекать эти средства при наличии приемлемых условий. "Будут ли российские компании брать кредиты на внутреннем рынке? Пока, нужно признать, мы не создали сопоставимые условия по кредитованию на внутреннем рынке, поэтому тяга их к внешнему рынку сохранится", - подчеркнул министр.

Минфин планирует в 2011-2012гг постепенно возвращаться к более строгому расходованию нефтегазовых доходов

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин РФ рассчитывает в 2011-2012 годах вернуться к более строгому направлению нефтегазовых доходов бюджета на расходы, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин в ходе беседы с журналистами в центральном офисе "Интерфакса" в среду.

Министр напомнил, что с 2010 года отменяется положение Бюджетного кодекса, определяющее разделение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов бюджета и формирование нефтегазового баланса бюджета.

Минфин РФ весной определит, при какой цене на нефть в 2011-2012гг будут сберегаться нефтегазовые доходы

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Минфин РФ весной 2010 года представит свои предложения относительно того, при какой цене на нефть в 2011-2012 годах может начаться сбережение нефтегазовых доходов, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Отвечая на вопрос, при каких условиях может начаться возврат к формированию Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, министр отметил, что это будет происходить "при определенной цене на нефть, которую мы определим позже". Соответствующие предложения Минфин разработает в рамках подготовки проекта федерального бюджета на следующие три года, сказал он.

Ранее на пресс-конференции в "Интерфаксе" А.Кудрин отметил, что в 2011-2012 годах "мы начнем более строго формировать нефтегазовый баланс, возможно, уже начнем откладывать".

Он напомнил, что на 2010-2012 годы отменяется действие положения Бюджетного кодекса РФ, определяющее разделение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов бюджета и формирование нефтегазового баланса бюджета, в частности, формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. "Сейчас мы отменили на три года формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния", - отметил А.Кудрин.

"По нынешнему закону в ближайшие три года мы будем тратить все нефтегазовые доходы на расходы бюджета", - сказал он. По словам министра, такая норма была введена в связи с тем, что ожидались небольшие доходы бюджета. "Сегодня, с учетом повышения цен на нефть и понимания перспектив российской экономики, я думаю, что можно будет в 2011-2012 годах вернуться к определенным принципам, более строгому балансу", - сказал министр.

Риски-2010 преодолимы, если правительство покажет "высший пилотаж"

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Российская экономика, наконец, вошла в рыночный цикл, испытала его негативное влияние, но пока устояла - так коротко можно описать основные выводы, которые вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал по итогам первого этапа кризиса.

На пресс-конференции, прошедшей в центральном офисе "Интерфакса" в среду, министр дал понять, что тяжелые времена еще не закончились, несмотря на ряд позитивных сигналов, появляющихся в последние месяцы.

В дальнейшей борьбе с рисками, плотно сидящими в российской экономике, правительству придется проявлять недюжинную осторожность и бдительность.

ТЕСТ НА ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ

Кризис показал, что Россия обладает цивилизованной экономикой, подверженной рыночному циклу и реагирующей на рыночные сигналы, считает А.Кудрин.

"Сейчас мы, наконец, живем в рамках рыночного цикла. Мы испытали этот мировой цикл на себе. Экономика подчиняется рыночным сигналам, рыночным мотивам", - сказал министр. "И это позитивно, мы стали работать как нормальная экономика", - радуется он.

По мнению главы Минфина, в условиях кризиса правительство смогло "в силу создания резерва, действий на опережение по спасению финансовой и банковской систем" обеспечить необходимые минимальные условия для бизнеса и сохранить в целом кредитоспособность российского бизнеса.

В результате этого, считает А.Кудрин, удалось избежать сценария, развернувшегося в 1998 году. Тогда, как заметил министр, "отток $10 млрд опрокинул банковскую систему, валютную систему страны, государственный дефолт состоялся".

"Сегодня нам удалось это предотвратить", - сказал он.

"Мы вели себя как цивилизованная экономика, и сегодня можем себя сравнить в полной мере с Бразилией, Индией. (. . .) Мы чуть больше просели, в силу нашей зависимости от нефти, но это просто урок, который нам нужно учесть и в этой части в следующий раз быть успешнее", - добавил он.

При этом А.Кудрин назвал главный провал и главное достижение этого года.

"Главный провал этого года - падение ВВП России на 8,7%. Главное достижение - начало экономического роста в третьем квартале. Это, действительно, два неординарных исторических события", - считает он.

Хотя оценка падения ВВП еще может быть уточнена, но в любом случае, экономика России показывает "достаточно глубокое падение", которого никто не ждал еще в конце 2008 года, и даже в начале этого, отметил он.

При этом коллективные действия государств по борьбе с кризисом, по мнению министра, оказались успешными. "Если бы Федеральная резервная система, Европейский центральный банк не дали бы такой ликвидности мировой экономике, не поддержали бы спрос, то спрос, конечно, и на российскую продукцию, на продукцию развивающихся рынков не был бы сегодня таким значительным. Сейчас это поднимает возможности нашей экономики, делает благоприятным рынок капитала", - сказал глава Минфина.

РАССЛАБЛЯТЬСЯ РАНО

Тренд роста, появившийся в третьем квартале 2009 года и продолжающийся в четвертом, имеет все шансы сохраниться и в следующем году, однако уровень рисков в российской экономике может нивелировать эту позитивную тенденцию.

"Сейчас мы находимся на тренде роста, и в четвертом квартале будет рост - это факт, с которым не поспоришь. И в следующем году у нас высокая вероятность экономического роста - это подтверждается и оценками аналитиков международных организаций, которые прогнозируют нам рост в 3-5%, имея в виду очень низкую базу этого года", - сказал А.Кудрин.

Однако министр считает, что расслабляться еще очень рано, риски как в мировой, так и в российской экономике сохраняются, в то время как факторы роста - спрос и инвестиции - остаются на крайне низком уровне.

Все это, по мнению А.Кудрина, потребует осторожности и бдительности.

Плохие балансы, не устоявшиеся цены на недвижимость, кредитное сжатие, необходимость начинать вскоре выход из антикризисных мер, рост суверенных долгов не добавляют определенности в мировой экономике, отмечает он.

"Эти все риски сохранились, и я думаю, что, победив на первом этапе борьбы с кризисом, нельзя расслабляться, но (надо) быть готовыми к действиям на втором этапе", - сказал министр. При этом, по его словам, действовать придется "уже не только на основе мер правительств, искусственных стимулов, созданных чрезмерными дефицитами бюджетов (это все ляжет в конечном счете на плечи налогоплательщиков), не только через чрезмерное наращивание ликвидности, которая сегодня не вызывает высокой инфляции, но уже через полгода может вызвать дополнительную инфляцию".

Инфляция по-прежнему является одним из основных рисков для России, как и падение цен на нефть и дополнительный отток капитала.

На взгляд министра, все эти риски не являются непреодолимыми, и они не обязательно выйдут из-под контроля, но действия на финансовом рынке, действия по регулированию экономики требуют "высокого пилотажа", и второй год кризиса будет по-своему сложным, требующим сохранения бдительности.

Проявлять гибкость правительство намерено в отношении нефтегазовых доходов. Если ранее было решено в течение следующих трех лет все нефтегазовые доходы направлять на расходы, то сейчас министр не исключает, что в 2011-2012 годах от этого частично отступят.

"По нынешнему закону в ближайшие три года мы будем тратить все нефтегазовые доходы на расходы бюджета", - сказал министр. Такая норма была введена в связи с тем, что ожидались небольшие доходы бюджета. "Сегодня, с учетом повышения цен на нефть и понимания перспектив российской экономики, я думаю, что можно будет в 2011-2012 годах вернуться к определенным принципам, более строгому балансу", - отметил он.

Так, весной 2010 года Минфин намерен определиться, при какой цене на нефть нефтегазовые доходы все-таки будут сберегаться в 2011-2012 годах.

Кроме обеспечения кредитоспособности бизнеса правительству нужно будет работать над стимулированием сбережений населения. Для этого необходима низкая инфляция. "Если доходность по вкладам в рублях будет позитивной, люди принесут деньги в банки - это послужит базой для будущих инвестиций", - сказал он.

Враг в лице инфляции в 2010 году будет удерживаться, в частности, снижением спроса и слабостью экономики, а также более фундаментальными факторами - невысокими ценами на нефть и низким притоком капитала.

"В начале года, конечно, будет сезонный рост инфляции, он связан с тарифами, с некоторым дополнительным увеличением ресурсов в экономике. В целом в течение года мы выйдем на запланированное снижение - не выше 7,5% - как сказано в прогнозе", - сказал глава Минфина.

ОСТОРОЖНЫЕ ВНЕШНИЕ ЗАЙМЫ

Минфин в следующем году намерен взять под контроль внешние заимствования госкомпаний и госкорпораций. Для этого А.Кудрин уже подготовил механизм мониторинга госкомпаний на предмет внешних займов. "Наверное, в начале года мы этот мониторинг внедрим и, тем самым, возможно, будем ограничивать действия госкомпаний", - сказал он.

Вице-премьер отметил, что внешние заимствования компаний с госучастием вызывают беспокойство, так как они пользуются государственной поддержкой и квазигосударственным рейтингом, "иногда не очень четко понимая перспективы валютных рисков и эффективность вложений заемных средств".

Говоря о выходе других компаний на внешний рынок заимствований, А.Кудрин сказал, что они будут привлекать эти средства при наличии приемлемых условий. "Будут ли российские компании брать кредиты на внутреннем рынке? Пока, нужно признать, мы не создали сопоставимые условия по кредитованию на внутреннем рынке, поэтому тяга их к внешнему рынку сохранится", - подчеркнул министр.

Такую тягу испытывает и государство. Планы по выходу на внешний рынок заимствований, несмотря на то, что цена на нефть держится на высоком уровне, сохраняются, заявил А.Кудрин.

По его словам, цена на нефть $70 за баррель, заложенная в базовом сценарии уточненного прогноза социально-экономического развития на 2010-2012 годы, не принесет бюджету дополнительных доходов (бюджет РФ на 2010 год сверстан при цене $58 за баррель). В связи с этим отказываться от возможности заимствовать на внешнем рынке Россия не собирается.

По мнению министра финансов, правительство выбрало оптимальную стратегию покрытия дефицита бюджета на следующий год - тратятся резервы, что не вызывает дополнительных расходов в будущем на обслуживание долга, и при этом принимаются определенные объемы заимствований.

Еще один фактор, определяющий планы выхода на внешние рынки, - это то, что присутствие суверенного заемщика на рынке поддерживает российские облигации и тем самым позволяет сделать следующее размещение более ликвидным и выгодным. Кроме того, параметры суверенного долга России создают ориентиры для заимствований, в том числе частных компаний.

Повышение рейтинговым агентством S&P прогноза по рейтингам РФ с "негативного" до "стабильного", по словам А.Кудрина, является высокой оценкой "нашей сбалансированности, наших планов по сокращению дефицита, и это говорит о том, что Россия будет иметь неплохие возможности по заимствованиям на мировых рынках".

Максимально объем внешних заимствований России в 2010 году может составить $17,8 млрд.

БАНКАМ ПОМОЩЬ НЕ НУЖНА

Дополнительно поддерживать банковский сектор за счет средств бюджета правительство в 2010 году не планирует, предлагая банкам лишь не пользующийся пока спросом механизм докапитализации через облигации федерального займа. Таким образом, надежды банкиров на продолжение в следующем году предоставления Внешэкономбанком субординированных кредитов вряд ли сбудутся.

Ранее первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян предложил продолжить выдачу субординированных кредитов банкам в 2010 году и зарезервировать средства на это в федеральном бюджете. По его мнению, это "один из самых удачных проектов", в то время как другой инструмент рефинансирования банков - через ОФЗ - не востребован кредитными организациями.

А.Кудрин, однако, остался непреклонным: "В целом ухудшения в банковском секторе мы не планируем, работать по отдельным банкам, точечно, нам позволит тот резерв, который мы уже создали".

А.Кудрин: Надо уменьшать зависимость российского фондового рынка от цен на нефть.

РБК. 23.12.2009, Москва Надо уменьшать зависимость российского фондового рынка от цен на нефть. Такое мнение высказал сегодня министр финансов РФ Алексей Кудрин на пресс-конференции. Эта зависимость, по его словам, приводит к тому, что в благоприятный период российский рынок растет более высокими темпами, чем в других странах, а в неблагоприятный период - быстрее всех падает.

Реформа МВД будет стоить бюджету 200 млрд рублей, пока решений не принималось - Кудрин

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Реформа МВД, предусматривающая перевод всех органов внутренних дел на финансирование из федерального бюджета, обойдется казне в 200 миллиардов рублей, поэтому власти пока не принимают такого решения. Об этом заявил на пресс-конференции в среду вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин.
"Это предложение появилось несколько лет назад, оно требует серьезной перестройки бюджетов субъектов и федерального, и может стоить примерно 200 миллиардов рублей дополнительных расходов федерального бюджета. Мы продолжаем анализировать эти меры, пока никаких решений на этот счет не принято", - сказал вице-премьер.

РФ сохраняет планы выхода на внешний рынок займов, несмотря на дорогую нефть – Кудрин

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Россия сохраняет планы по выходу на внешний рынок заимствований, несмотря на то, что цена на нефть держится на высоком уровне, заявил на пресс-конференции в "Интерфаксе" вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Он напомнил, что максимальный объем внешних заимствований РФ на 2010 год установлен в размере $17,8 млрд.

"По уточненному прогнозу, при повышении цены на нефть до $70 за баррель мы не ожидаем увеличения доходов бюджета, поэтому все наши планы по размещению сохраняются. Это необходимо, чтобы постепенно переходить к рыночным способам замещения дефицита, что делают все страны", - сказал глава Минфина.

Он отметил, что воспринимает как высокую оценку то, что рейтинговое агентство S&P подняло прогноз рейтинга России с "негативного" до "стабильного".

"Это высокая оценка нашей сбалансированности, наших планов по сокращению дефицита, и это говорит о том, что Россия будет иметь неплохие возможности по заимствованиям на мировых рынках", - считает А.Кудрин.

По мнению министра финансов, правительство РФ выбрало оптимальную стратегию покрытия дефицита бюджета на следующий год - тратятся резервы, что не вызывает дополнительных расходов в будущем по обслуживанию долга, и при этом принимаются определенные объемы заимствований.

Еще один фактор, определяющий планы выхода РФ на внешние рынки - это то, что присутствие суверенного заемщика на рынке поддерживает российские облигации и тем самым позволяет сделать следующее размещение более ликвидным и выгодным. Кроме того, параметры суверенного долга России создает ориентиры для заимствований, в том числе частных компаний.

Правительство не планирует дополнительных мер по поддержке банковского сектора – Кудрин

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Правительство РФ не планирует дополнительных мер по поддержке банковского сектора в 2010 году, заявил на пресс-конференции в "Интерфаксе" вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"При этом работать по отдельным банкам, точечно, нам позволит тот резерв, который мы создали", - сказал он.

Бюджет РФ в 2009 г потерял на курсовой разнице 500 млрд руб - Кудрин

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Потери бюджета России от курсовой разницы в текущем году составили порядка 500 миллиардов рублей, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Курсовая разница много значит. В этом году курсовая разница вычла 500 миллиардов рублей от нашего прогноза в феврале. В следующем году тоже будут существенные (потери - ред.)", - сказал он на пресс-конференции в среду.

Бюджет РФ в 2010 году не получит дополнительных доходов, если нефть не будет дороже $70

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Федеральный бюджет в 2010 году не получит дополнительных доходов, если цена за баррель нефти не будет выше 70 долларов, заявил на пресс-конференции в среду вице-премьер министр финансов России Алексей Кудрин.
"Это означает, что дополнительных доходов от повышения цены на нефть до 70 долларов не будет", - прокомментировал Кудрин недавнее изменение среднесрочного прогноза экономического развития РФ, произведенное Минэкономразвития.
"То есть при 70 долларах, если осуществится такой сценарий, мы выйдем на уровень доходов бюджета при предыдущем сценарии", - сказал министр.
По старому прогнозу доходы бюджета в 2010 году составили бы 6,95 триллиона рублей.

Кудрин ожидает традиционный рост инфляции в начале 2010г, по итогам 2010г инфляция не превысит план в 7,5%

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - В России в начале 2010 года будет традиционный сезонный рост инфляции, в целом в конце года инфляция не превысит запланированные 7,5%, сообщил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

"В начале года, конечно, будет сезонный рост инфляции, он связан с тарифами, с некоторым дополнительным увеличением ресурсов в экономике. В целом в течение года мы выйдем на запланированное снижение - не выше 7,5% - как сказано в прогнозе", - сказал он.

А.Кудрин пояснил, что снижение инфляции частично связано со снижением спроса и слабостью экономики. При этом он отметил, что есть два более фундаментальных фактора, которые показывают, почему инфляция будет меньше: ситуация с ценой на нефть и притоком капитала. "В предыдущие годы инфляция была высокой в силу высокой цены на нефть и большого притока капитала. Эти два фактора увеличивали деньги в экономике темпами до 50% в год", - сказал министр.

А.Кудрин отметил, что до середины текущего года прирост денег в экономике РФ был отрицательным, но по итогам года прирост объема денежной массы (М2) составит 12%.

Минэкономразвития на прошлой неделе уточнило официальный прогноз по инфляции на 2010 год, понизив его до 6,5-7,5% с 9-10%. В декабре 2009 года министерство ожидает инфляцию на уровне 0,4-0,5%, а по итогам всего 2009 года в пределах 8,8-9,0%.

Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев в начале декабря заявил, что инфляция в январе 2010 года может составить 1,5% и даже ниже против 2,4% в январе 2009 года. Если прогноз А.Улюкаева сбудется, то уже в январе 2010 года годовая инфляция снизится до уровня 8%.

Глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев на этой неделе высказал мнение, что инфляция в первом квартале 2010 года будет меньше, чем в первом квартале 2009 года. "По меньшей мере, в первом квартале 2010 года инфляция будет меньше, чем в первом квартале 2009 года", - сказал он, отметив, что на это повлияют динамика денежной массы, низкие инфляционные ожидания, а также неочевидная тенденция к дальнейшему ослаблению курса рубля. Инфляция в первом квартале 2009 года составила 5,4% по сравнению с 4,8% в январе-марте 2008 года.

Подготовленный "Интерфаксом" в конце ноября консенсус-прогноз аналитиков по инфляции на 2010 год равняется 8,6%. В 2008 году инфляция в РФ составила 13,3%, что стало максимальным показателем с 2002 года (тогда рост цен был равен 15,1%). Минимальное значение инфляции с 1991 года в РФ было зафиксировано в 2006 году (9,0%).

Денежная масса в РФ в 2009 г вырастет на 12% - Кудрин

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Объем денежной массы РФ (агрегат М2) в 2009 году вырастет на 12%. Такую оценку на пресс-конференции в "Интерфаксе" привел вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Что такое 12% - это обычная, нормальная цифра для всех стран, это цивилизованный уровень прироста М2. Для нашей страны, я считаю, это нормально", - сказал он.

"Если этот показатель будет расти в следующем году до 30-40%, тогда инфляция может вырасти, если она останется на уровне 20-25%, тогда инфляция у нас будет задана, "железно" уложится в 7,5%. Прирост денег в экономике и является главным базовым фактором инфляции", - отметил министр финансов.

Резервный фонд на начало года составит 1,8 трлн руб, ФНБ - 2,8 трлн руб - Кудрин

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Объем резервного фонда РФ на 1 января 2010 года составит 1,8 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - 2,8 триллиона рублей, заявил на пресс-конференции в среду российский министр финансов Алексей Кудрин.

"Резервный фонд на начало следующего года составит 1,8 триллиона рублей, Фонд национального благосостояния - 2,8 триллиона рублей", - сказал он.

"В следующем году мы, скорее всего, используем резервный фонд, но это для того, чтобы остаться на этом уровне расходов. Мы практически не собираемся сокращать расходы от достигнутого уровня", - сказал вице-премьер.

Он также привел данные по доходности к размещению Резервного фонда: доходность по корзине валют - 3,6%, по доллару - 1,9%, доходность в рублевом выражении - 15,6%. По ФНБ эти показатели составили: доходность по корзине валют - 4,2%, по доллару - 1,1%, доходность по рублям - 14,6%.

"Это означает, что "кубышка" в сохранности, что она работает и продолжает работать", - резюмировал министр.

Доходность Резервного фонда по "корзине" валют в 2009г. составила 3,6%, доходность ФНБ - 4,2%.

Доходность от размещения средств Резервного фонда по "корзине" валют в 2009г. составила 3,6%, доходность Фонда национального благосостояния - 4,2%, сообщил вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин на пресс-конференции. При этом, по его словам, доходность от размещения долларовых средств Резервного фонда составила 1,9%, от размещения рублевой части - 15,6%. Доходность от размещения долларовой части ФНБ составила 1,1%, рублевой - 14,6%. "Это означает, что "кубышка" в сохранности, хотя в следующем году мы, скорее всего, будем использовать Резервный фонд, чтобы остаться на предыдущих уровнях расходов бюджета", - сказал он. А.Кудрин добавил, что на начало следующего года размер Резервного фонда составит 1,8 трлн руб., размер ФНБ - 2,8 трлн руб.

Напомним, согласно федеральному бюджету на 2010г. и плановый период 2011-2012гг., объем Резервного фонда на начало 2010г. составит 1 трлн 789,2 млрд руб. Объем Фонда национального благосостояния на начало 2010г. составит 2 трлн 812,9 млрд руб.

Регулирование финрынков и экономики сейчас требует "высшего пилотажа" - Кудрин

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Несмотря на то, что Россия прошла острую фазу кризиса и вместе с другими странами начала из нее выходить, правительство РФ не должно терять бдительности и принимать очень выверенные решения, выход из кризиса требует "высшего пилотажа", полагает вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин.

"Работа сегодня на финансовом рынке по регулированию экономики требует высшего пилотажа. На первом этапе нам удалось. Второй год будет сложным и нам придется пройти этот период, оставаясь бдительными", - сказал Кудрин.

Особое внимание, по его словам, власти должны уделять инфляции, чтобы "не упустить" ее.

"Риски упустить инфляцию тоже сохраняются. Я не говорю, что они являются непреодолимыми и обязательно должны выйти из-под контроля, но они сохраняются", - сказал вице-премьер.

По его словам, в зимний период сохраняются и риски роста безработицы.

Кудрин ожидает небольшого оттока капитала в IV квартале 2009г

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - В России в IV квартале 2009 года будет небольшой отток капитал, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

"В III квартале был приток капитала, наверное, в IV квартале будет небольшой отток", - сообщил он пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

"Первое неожиданное и грандиозное событие, имеется в виду кризис и его глубина для России, сменилось вторым очень позитивным событием: в III квартале мы начали выходить из кризиса", - отметил вице-премьер. По словам А.Кудрина, этому способствовали как внешние факторы, так и действия российского правительства.

А.Кудрин в конце сентября 2009 года сообщал, что по итогам 2009 года сложится небольшой чистый отток капитала, несмотря на приток в III квартале.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2010-2012 годы, чистый отток частного капитала из РФ в целом в 2009 году может составить $42 млрд.

Тренд роста экономики РФ, появившийся в III квартале, продолжится и в IV квартале, но риски остаются - Кудрин

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Тренд роста экономики РФ, появившийся в III квартале 2009 года, продолжится и в IV квартале, но риски как в России, так и в мире остаются, заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на пресс-конференции в "Интерфаксе".

"Это и риски, которые появились в результате искусственных стимулов, созданных на основе дефицитов бюджетов. И не только чрезмерными объемами ликвидности, которая уже через полгода может начать вызывать дополнительную инфляцию", - сказал он.

Новые риски для экономики несет и кредитное сжатие, и необходимость выхода из антикризисных мер, и риск роста суверенных долгов до уровня предельных для некоторых стран, продолжил министр финансов.

"Все это говорит о том, что в следующем году нужно быть осторожными, чрезвычайно бдительными", - подчеркнул он.

По его оценке, неопределенность остается очень высокой, факторы роста, такие, как спрос и инвестиции, остаются на крайне низком уровне.

А.Кудрин также упомянул риски падения цен на нефть и остающийся высоким риск дополнительного оттока капитала.

"Инфляция остается риском для России, в посткризисный период нужно перейти к низким темпам инфляции и низким процентным ставкам, сохраняя низкими риски для сбережений населения - это база для будущих инвестиций", - сказал он.

Кудрин ожидает небольшого оттока капитала в IV квартале 2009г

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - В России в IV квартале 2009 года будет небольшой отток капитал, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.

"В III квартале был приток капитала, наверное, в IV квартале будет небольшой отток", - сообщил он пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

ВВП РФ в 2009 году упадет на 8,7% - Кудрин

Москва. 23 декабря. ИНТЕРФАКС-АФИ - Падение экономики РФ в 2009 году составит, по предварительной оценке, 8,7%, сообщил на пресс-конференции в "Интерфаксе" вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Наверное, в России были и сложнее времена, но этот год особый, это год мирового экономического кризиса. В России он проявился в полной мере", - констатировал вице-премьер.

Он добавил, что оценка падения ВВП в 2009 году еще может быть уточнена.

"Это достаточно глубокое падение, которое мы не ожидали еще в конце 2008 года, и даже до февраля этого года", - признал А.Кудрин.

При этом он отметил, что коллективные действия государств по борьбе с кризисом оказались успешными. "Если бы Федеральная резервная система, Европейский центральный банк не дали бы такой ликвидности мировой экономике, не поддержали бы спрос, то спрос, конечно, и на российскую продукцию, на продукцию развивающихся рынков не был бы сегодня таким значительным. Сейчас это поднимает возможности нашей экономики, делает благоприятным рынок капитала", - сказал глава Минфина.

А.Кудрин назвал два главных события уходящего года: "Главный провал этого года - падение ВВП России на 8,7%. Главное достижение - начало экономического роста в третьем квартале. Это, действительно, два неординарных исторических события".

Министр финансов подчеркнул, что российская экономика во время кризиса реагирует на сложившиеся рыночные сигналы. "Сейчас мы, наконец, живем в рамках рыночного цикла. Мы испытали этот мировой цикл на себе. Экономика подчиняется рыночным сигналам, рыночным мотивам", - сказал он.

Важным итогом последних месяцев стало и то, что удалось в целом сохранить кредитоспособность российского бизнеса, отметил А.Кудрин.

"Мы вели себя как цивилизованная экономика, и сегодня можем себя сравнить в полной мере с Бразилией, Индией. Мы чуть больше просели, в силу нашей зависимости от нефти, но это нам просто нужно учесть", - добавил он.

Гохран продаст ЦБ РФ 30 тонн золота тремя траншами – Кудрин

МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Гохран реализует Центробанку 30 тонн золота тремя траншами по цене, зафиксированной на день продажи каждой партии, сообщил журналистам вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. "Три транша, цена по каждому траншу будет зависеть от дня продажи", - сказал он. Ранее сообщалось, что Гохран будет продавать золото ЦБ РФ по цене драгметалла на Лондонской бирже в день, предшествующий продаже.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину.
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2009 3:01 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Стимуляция сбережения в банках - кидалово.
Экономика растет, когда сбережения производятся в материальной форме, а не в денежной.
Вклады населения в банках - это не купленный товар, оставшийся на складе производителя.
Эта "стимуляция" хороша, чтобы вынудить производитель подписаться на кредиты, для запуска очередного цикла производства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину.
СообщениеДобавлено: Вс дек 27, 2009 4:55 pm 
Баламут писал(а):
Вклады населения в банках - это не купленный товар, оставшийся на складе производителя.


Напротив. Это передача права на потребление от воздержавшихся к торопливым. Также, это метод накопления без затаваривания и дополнительной эмиссии. Единственный недостаток - ограничение объема базы передачи права. Экономика растет когда сбережение направляются на инвестиции. Чисто теоретически это идеальный способ реализации потребности в сбережениях


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину.
СообщениеДобавлено: Пн дек 28, 2009 12:34 am 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2009 6:13 am
Сообщения: 2544
Потребители либо идут с деньгами на рынок, либо в банк.
Чем больше в банк, тем меньше они тратят на рынке.

При обращении заемщиков за "инвестициями", банк размножит деньги от вкладчиков посредством кредитного мультипликатора в 3..10 раз. Т.е. проведет эмиссию.
Заемщик кроме тела кредита должен теперь еще и сумму процентов банку. Поэтому расходы на кредит будут добавлены в себестоимость и цена вырастет.
Вот такой "идеальный" способ "инвестиций".
А насчет сбережений... Удобно, конечно, только плоховато сберегается что у нас, что в Америке. Если Вы не банкир...

Если потребители вместо получения бумажки (банковского обязательства) покупают товары, деньги попадают производителю напрямую.
Без увеличения денежной массы, без появления долгового процента и без увеличения цены на товар.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к Кудрину.
СообщениеДобавлено: Пн дек 28, 2009 1:03 am 
Не уверен, что диалог со мной, но на всякий случай:

Баламут писал(а):
Потребители либо идут с деньгами на рынок, либо в банк.
Чем больше в банк, тем меньше они тратят на рынке.

Для устойчивости экономики пофиг КТО тратит, принципиально - тратят или воздерживаются.
Баламут писал(а):
При обращении заемщиков за "инвестициями", банк размножит деньги от вкладчиков посредством кредитного мультипликатора в 3..10 раз.
Заемщик кроме тела кредита должен теперь еще и сумму процентов банку. Поэтому расходы на кредит будут добавлены в себестоимость и цена вырастет.
Вот такой "идеальный" способ "инвестиций".

Связью инвестиционного принципа сбережений с мультипликацией, Вы смело можете претендовать на Нобелевскую премию.
Наложение суммы процента на тело вклада практически символическое, не стоит этим заморачиваться в оценке себестоимости. На всякий случай добавлю, перевод денег с счета до востребования к срочному вкладу не добавит банку ресурсов на мультипликацию.

Баламут писал(а):
Если потребители вместо банковского обязательства (бумажки) делают покупки, деньги попадают производителю товаров напрямую.
Без увеличения денежной массы, без появления долгового процента и без увеличения цены на товар.

Производителю по барабану. А тот кто желает получить право на потребление еще не заработав его, от того кто его заработал и решил отложить, да, должен за это доплатить.


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 72 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Реклама.