malchish.org malchish.org
Это архив форума! Test!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Нравственность
На страницу 1, 2, 3 ... 10, 11, 12  След.
 
Начать новую тему       Список форумов malchish.org -> Вопросы теории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Петька
Писатель


Зарегистрирован: 17.06.2006
Сообщения: 368

СообщениеДобавлено: Вт Дек 26, 2006 9:20 pm    Заголовок сообщения: Нравственность Ответить с цитатой

Нравственность и построение справедливого общества
по П.А.Кропоткину

Изначально социалистический идеал возник как чисто этический идеал справедливого общества, ставший знаменем различных социальных сил и революционных движений, каждое из которых вносило в него свое содержание и понимание. Их объединяло общее недовольство порожденной капитализмом пропастью между бедностью и богатством, политическим господством одних и угнетением и бесправием других. Зло было очевидным, а иллюзии лозунгов буржуазной революции «свобода, равенство и братство» были еще достаточно свежи. И это явное несоответствие действительности провозглашенным буржуазией лозунгам порождало резкую критику существовавшего строя, его институтов, экономической и политической системы. Поэтому в устах многих теоретиков социализма категории «справедливость», «равенство» выдвигались не только как социальные и экономические требования, но и как этические нормы, выступавшие в качестве фундамента будущего общества, гаранта гармонизации альтруистических и эгоистических устремлений его представителей.
Каким должно быть общество, в котором нравственные ценности индивида не вступали бы в противоречие с его организацией, и какова должна быть эта организация? С одной стороны существует государство, стоящее на страже социальной несправедливости, которое способствует нравственной деградации индивида и общества в целом.
С другой - способность людей в их повседневной жизни сохранять проверенные веками традиции взаимопомощи, сотрудничества, милосердия — фундаментальные основы нравственности, которые явно не вписывались в концепцию борьбы за существование и строившееся на ней представление о государстве (и его законах) как гаранте социального статус-кво, как системе, объединяющей общество в некоторую целостность и обеспечивающей гармонизацию часто противоположных интересов индивидов.
В принципе перед П. А. Кропоткиным стояла та же самая задача, что и перед К. Марксом: дать научное обоснование социалистического идеала. Но шли они к обоснованию социалистического идеала разными путями: К. Маркс строил свою концепцию на основе анализа тенденций современного ему общественного производства и форм классовой борьбы; П. А. Кропоткин стремился найти ответы на те же вопросы, исходя из изучения главным образом природы человека и эволюции его общественных форм. И тот и другой исходили из различных форм материалистического миросозерцания, оба высоко оценивали роль науки в исследовании общества и, по существу, пришли к сходным выводам. Но при этом К. Маркс считал, что для коммунистического общества необходим и более высокий уровень развития производительных сил, и более высокий уровень этической и общей культуры человека. Отсюда он и выводил необходимость государства для проведения социальных преобразований, их защиты, установления диктатуры пролетариата для переходного периода, которому определялись сугубо гуманистические функции: создание производства, максимально удовлетворяющего потребности человека, условий для его духовного и нравственного развития.
П. А. Кропоткин, напротив, полагал, что социальный и нравственный потенциал человека вполне достаточен для того, чтобы после революции начать созидание коммунистического безгосударственного общества на основе союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам, а в силу сложившихся хозяйственных, торговых и культурных связей такой союз, по мнению Кропоткина, с неизбежностью должен был бы вступать в сношения с другими союзами, объединяя этими связями все человечество.
Суть разногласий, как видим, заключалась в понимании не конечной цели, а путей ее достижения.
Дилемма, таким образом, ставилась достаточно четко: либо использовать государство как консолидирующий общество инструмент с четко очерченными функциями и задачами, либо решать проблему консолидации через саморегуляцию людей, общин и союзов с помощью нравственности. И в том и в другом случае была своя аргументация и свои резоны, но и в том и в другом случае существовал взгляд на нравственность как на элемент человеческой культуры, которому передаются или которому принадлежат функции объединения общества в социальную целостность, функции регуляции человеческих отношений.
Марксистская концепция борьбы классов также не вызывала сочувствия у П. А. Кропоткина. Он полагал, что и она является своеобразной интерпретацией дарвиновской концепции борьбы за существование.
К. Ф. Кесслер отмечал, что «взаимная помощь — такой же естественный закон, как и взаимная борьба: но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй». Этот инстинкт не отменяет закона борьбы за существование, но позволяет понять ее в более широком и глубоком смысле; не отрицая межвидовой борьбы, он помогает животным внутри вида, используя взаимную поддержку в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни и внешними врагами, достигать более ощутимых результатов в развитии вида. Принцип общительности или, как он его называл, «закон взаимопомощи», выработанный в ходе эволюции природы, стал основой появления таких зачатков нравственности, как чувства долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. Требование справедливости — требование одновременно и нравственное, и экономическое, и социальное, поскольку предполагает равенство людей во всех этих областях. Справедливость, являясь важнейшей составной частью нравственности, по мнению П. А. Кропоткина, еще не дает всей нравственности. Ее третьей составной частью выступает то, что он условно называл готовностью к самопожертвованию, великодушием. Это скорее принцип этики будущего общества. И не случайно он подчеркивал, что именно с этого принципа начинается действительная нравственность человека.
Резюмируя вкратце этические взгляды П. А. Кропоткина, подчеркнем, что суть инстинкта общительности, принципа взаимопомощи, лежащего в основе нравственности, заключается в следующем: человек «считает добром то, что полезно обществу, в котором он живет, и злом то, что вредно этому обществу».
Однако истинная нравственность, по П. А. Кропоткину, начинается тогда, когда человек, чувствуя в себе силу, энергию, избыток ума и воли, начинает действовать на благо общества и людей, не задумываясь над тем, получит он за это воздаяние или нет. Он называет этот третий принцип самопожертвованием, считая его истинным принципом нравственности будущего общества. Именно он дает жизни наибольшую сумму счастья, полноту ее проявлений.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николаев.
Читатель


Зарегистрирован: 10.08.2006
Сообщения: 55
Откуда: Ц. Сибирь

СообщениеДобавлено: Ср Янв 03, 2007 7:10 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Жаль, что тема "Нравственность" не заинтересовала форум.
Чтобы осознать общественную необходимость в своей деятельности, каждый член общества должен получать реальный эффект от взаимодействия с обществом. Это необходимое условие моральной мотивации поступков. Самопожертвование во имя чего-то или кого-то без понимания на логическом уровне этих поступков – фанатизм, отклонение, патология в психике. Лучше всего все объясняет известная структурная связка – материальное производство – экономическая структура – политическая структура – общественная мораль (этика, эстетика, культура, искусство). Если в этой цепи есть разрыв (например, отсутствие экономической связи между поступком и социальной оценкой результата, любое самопожертвование – вымороченное (социально искаженное) состояние. Вера, не основанная на практических результатах – атрибут властной вертикали - социальной власти вождей, царей, президентов и проч., наиобщим из которых является очеловеченый образ социального начальника – Бога. Бога нужно просто бояться (у мусульман) либо просто верить в него (у христиан), не ожидая от него никакой пользы, хотя считается, «тем, кто рано встает, Бог подает». Нравственность, описанная у Кропоткина, есть РЕЛИГИОЗНАЯ нравственность, не смотря на ее социальные формы, так как «истинная нравственность, по П. А. Кропоткину, начинается тогда, когда человек, чувствуя в себе силу, энергию, избыток ума и воли, начинает действовать на благо общества и людей, не задумываясь над тем, получит он за это воздаяние или нет».
_________________
Николаев. СС-Общество
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Петров
Автор


Зарегистрирован: 10.08.2004
Сообщения: 282

СообщениеДобавлено: Сб Янв 06, 2007 1:17 am    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Николаев. писал(а):
Самопожертвование во имя чего-то или кого-то без понимания на логическом уровне этих поступков – фанатизм, отклонение, патология в психике.
Данная цитата очень ярко показывает бессилие попыток построить "чисто научную" , "логическую" теорию нравственности.
Самопожертвование - не отклонение и не патология. Самопожертвование труднообъяснимо с точки зрения индивидуума, но достаточно легко видеть, что более жизнеспособно общество, в котором есть личности способные на самопожертвование. В то же время самопожертвование возможно лишь при готовности к нему без каких-то логических рассуждений. Спасти тонущего способен лишь тот, кто без раздумий бросается на помощь. Если же начинаются выяснения анкетных данных тонущего и расчеты, является ли он более полезным членом общества, чем намеревающийся прийти на помощь, если подсчитывается математическое ожидание пользы для общества, то тонущий пойдёт на дно скорее, чем рачёты завершатся.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николаев.
Читатель


Зарегистрирован: 10.08.2006
Сообщения: 55
Откуда: Ц. Сибирь

СообщениеДобавлено: Пн Янв 08, 2007 6:28 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Цитата:
самопожертвование возможно лишь при готовности к нему без каких-то логических рассуждений. Спасти тонущего способен лишь тот, кто без раздумий бросается на помощь.

Логично. Но речь всетаки идет о том, существует ли право выбора у того, кто готов к поступку. Простой, хотя и дикий пример. В одном пруду тонет 10 человек в одном месте и 1 человек отдельно. Кого должен спасать герой в первую очередь?
_________________
Николаев. СС-Общество
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Петров
Автор


Зарегистрирован: 10.08.2004
Сообщения: 282

СообщениеДобавлено: Вт Янв 09, 2007 11:41 am    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Николаев. писал(а):
Но речь всетаки идет о том, существует ли право выбора у того, кто готов к поступку.
Существует. И не только право, но и обязанность. Обязанность порой трудного, мучительного выбора. Человек, не сомневающийся в нравственной оценке своих поступков, легко может совершить безнравственный поступок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Вт Янв 09, 2007 3:14 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Я писал на эту тему. Статья "Патриотизм как инстинкт". Там я и Кропоткина отметил. Здесь на форуме есть тема "Альтруизм, этология, социобиология и развитие общества", где так же обсуждаются биологические корни нравствености и морали. Вообще мне эта тема очень интересна, у меня есть даже своё открытие в этой области - ген пассионарности Гумилёва является геном социального поведения человека. Я всё готовился статью на эту тему написать, но не хватает на всё времени...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Виталий Насенник
Читатель


Зарегистрирован: 06.03.2007
Сообщения: 73
Откуда: г.Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Мар 06, 2007 12:35 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

[quote="Петров"][quote="Николаев."] Самопожертвование во имя чего-то или кого-то без понимания на логическом уровне этих поступков – фанатизм, отклонение, патология в психике.[/quote]Данная цитата очень ярко показывает бессилие попыток построить "чисто научную" , "логическую" теорию нравственности.
Самопожертвование - не отклонение и не патология. Самопожертвование труднообъяснимо с точки зрения индивидуума, но достаточно легко видеть, что более жизнеспособно общество, в котором есть личности способные на самопожертвование. В то же время самопожертвование возможно лишь при готовности к нему без каких-то логических рассуждений. Спасти тонущего способен лишь тот, кто без раздумий бросается на помощь. Если же начинаются выяснения анкетных данных тонущего и расчеты, является ли он более полезным членом общества, чем намеревающийся прийти на помощь, если подсчитывается математическое ожидание пользы для общества, то тонущий пойдёт на дно скорее, чем рачёты завершатся.[/quote]

Неверно. То, что у вас нет понятийного аппарата для построения научно обоснованного понятия нравственности, самопожертвования и т.д., вовсе не означает, что их нет. Даю вам такой аппарат.

Ввожу понятие ресурса. Ресурсами является энергетический ресурс (еда, топливо), пространственный ресурс (территория), временной ресурс, информационный ресурс, структурный ресурс. Последний нам и нужен в данном случае. Что такое структурный ресурс? Для иллюстрации - организованная армия 1000 человек гораздо сильнее, чем неорганизованная толпа в 10 раз большей численности. Армия отличается от толпы именно структурой. Вот это и есть тот самый структурный ресурс - система отношений между людьми. Так вот, нравственность вытекает из понятия структурного ресурса. То, что идёт на укрепление структурного ресурса - нравственно, то, что идёт на уничтожение - безнравственно. К примеру, институт семьи является структурным ресурсом общества. Стало быть, совращать замужнюю женщину (и разрушать при этом структурный ресурс) - безнравственно. Патриотизм идёт на укрепление структурного ресурса государства как общественной организации, следовательно он нравственен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
penzevkot
Писатель


Зарегистрирован: 10.08.2004
Сообщения: 422
Откуда: г. Дальнегорск Приморский край

СообщениеДобавлено: Вт Мар 06, 2007 3:04 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Виталий Насенник писал(а):
Что такое структурный ресурс? Для иллюстрации - организованная армия 1000 человек гораздо сильнее, чем неорганизованная толпа в 10 раз большей численности. Армия отличается от толпы именно структурой. Вот это и есть тот самый структурный ресурс - система отношений между людьми. Так вот, нравственность вытекает из понятия структурного ресурса. То, что идёт на укрепление структурного ресурса - нравственно, то, что идёт на уничтожение - безнравственно. К примеру, институт семьи является структурным ресурсом общества. Стало быть, совращать замужнюю женщину (и разрушать при этом структурный ресурс) - безнравственно. Патриотизм идёт на укрепление структурного ресурса государства как общественной организации, следовательно он нравственен.


Хм... А мне понравилось. Очень интересно. Грамотно мыслите товарищ, но в президенты Вас не пустят. Возможно именно поэтому.
_________________
Все врут, но это не имеет значения, потому что никто не слушает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иван Кулиберов
Политик


Зарегистрирован: 26.05.2010
Сообщения: 958

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 28, 2010 6:50 am    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Петька писал(а):
Марксистская концепция борьбы классов также не вызывала сочувствия у П. А. Кропоткина. Он полагал, что и она является своеобразной интерпретацией дарвиновской концепции борьбы за существование.


Ну, полагал и дальше что? Разве полагание отрицает объективно существующую борьбу классов?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
was_bornin
Лауреат


Зарегистрирован: 11.05.2009
Сообщения: 641
Откуда: Из Будущего

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 29, 2010 9:08 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Каких классов? Проснитесь Иван Кулиберов. 21-й век на дворе. Где вы борющиеся классы увидели?
_________________
Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 29, 2010 11:28 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

В связи с реставрацией капитализма в РФ классы, которых не было опять появились, возродились из пепла как феникс. Пока ещё извиняющиеся за то, что они типо не того типо другие, но уже фактически живущие в другой реальности и экономической и политической и правовой.

К 2010 господствующий класс первым осознал свои классовые интересы: топ-менеджмент компаний и госструктур с диаспорами и обслугой по одну сторону - остальное неэффективное быдло, бездарно жрущее нефте-газ по другую. У первых СМИ, ресурсы, деньги, идеология либерализма у остальных ... а что у остальных?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
was_bornin
Лауреат


Зарегистрирован: 11.05.2009
Сообщения: 641
Откуда: Из Будущего

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 30, 2010 11:27 am    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Назовите признаки по которым вы определяете принадлежность к тому или иному классу.
_________________
Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 30, 2010 2:08 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

was_bornin писал(а):
Назовите признаки по которым вы определяете принадлежность к тому или иному классу.


1. Будет ли применён к тебе закон РФ во всей его строгости и полноте? Да - ты нижний класс, нет - ты верхний класс.
2. Если количество людей, которых ты можешь уволить больше, чем количество людей которые могут уволить тебя - ты верхний класс.
3. Если повышение цен, налогов, сборов не изменяет твоего образа жизни - ты верхний класс.
4. Если ты берёшь ипотеку - ты нижний класс.
5. Если ты смотришь телевизор (не по профессиональной обязанности) - ты нижний класс.
6. Отмаз от армии, лицеи, частные дет.сады и клиники, МГУ, МГИМО и т.п. - ты верхний класс.

и тэдэ и тэпэ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иванов
Лауреат


Зарегистрирован: 04.05.2010
Сообщения: 681
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 30, 2010 2:28 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

Если ты зашёл на этот форум- ты нижний класс Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Luk_M
Политолог


Зарегистрирован: 30.04.2010
Сообщения: 1233

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 30, 2010 4:20 pm    Заголовок сообщения: Re: Нравственность Ответить с цитатой

А если по 2-3 пунктам верхний класс, а по 2-3 - нижний, я хто?
_________________
С уважением,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов malchish.org -> Вопросы теории Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3 ... 10, 11, 12  След.
Страница 1 из 12

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Реклама. . . .
Powered by phpBB.