malchish.org malchish.org
Это архив форума! Test!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Экономика нефти и газа

 
Начать новую тему       Список форумов malchish.org -> Экономика и финансы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Вс Окт 24, 2010 5:42 am    Заголовок сообщения: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

В связи с конфликтом России и Белоруссии батька начал качать нефть из Венесуэлы. И, как ни странно, преуспел в этом. В комментариях к статье "Россия-Белоруссия: настоящие причины конфликта" мне дали дополнительную информацию:

Цитата:
Отлично перерабатывается поставляемый сорт Санта Барбара.
Да, Нафтан изначально был заточен под выпуск из Юралса дизтоплива, основ масел, ракетного топлива и получать это из Санты не совсем удобно, потому и разбавляется серьезно. Но основные поставки Санта Барбары идут на Мозырьский НПЗ модернизированный под бензины.
После всего цикла извлечения на уже модернизированном и установленном оборудовании мазута в остатке получаетя около 10%, от Юралса остается в 2-3 раза больше.
Ссылок на эти темы не найду, поверьте на слово - первичный выход светлых из Юралса около 60%, из Санта Барбары более 73% (некоторые указывают что 80%).
Семашко вероятно не зря на 2 года сократил оценку времени модернизации - при переработке Санты нужно меньше установок по сравнению с Юралсом - ведь модернизация затеяна чтобы выход из тяжелых остатков подымать, а чем их меньше тем проще. Когда закончится полный цикл модернизации то станет не особо важно какой сорт нефти в переработке (без крайностей) - из нее все равно выжмут >90% и получат в итоге не убыточный мазут а хоть и мало но рентабельный кокс нефтяной.


http://energo-news.ru/archives/34849



Цитата:
Переработка нефти ОАО «Мозырский НПЗ» за 9 месяцев 2010 г. сократилась на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. – до 6,2 млн т. Об этом говорится в сообщении пресс-службы ОАО «НГК «Славнефть».

Сокращение объемов переработки на Мозырском НПЗ «связано с уменьшением поставок российского сырья в Беларусь вследствие изменения условий внешнеэкономической деятельности», отмечается в сообщении «Славнефти». По итогам работы за 9 месяцев Мозырский НПЗ снизил объем производства автомобильных бензинов на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. – до 1,5 млн т.

Концерн «Белнефтехим» определил максимально эффективную загрузку белорусских НПЗ в 2010 г. на уровне 15,8 млн т нефти («Нафтан» – 7,8 млн т, Мозырский НПЗ – 8 млн т). Для поддержания минимальной загрузки технологических процессов Мозырскому НПЗ нужно переработать не менее 6,3 млн т нефти в год.

Основные акционеры ОАО «Мозырский НПЗ» – правительство Беларуси (42,76% акций) и НГК «Славнефть» (42,58%), 12,25% акций владеет ОАО «МНПЗ+», принадлежащее государству, физлицам – 2,41%. НГК «Славнефть» принадлежит на паритетных началах ТНК-ВР и «Газпром нефть».

Мощности по объему переработки нефти с учетом работы вторичных процессов составляют около 11 млн т/г., глубина переработки – около 70%. В планах – увеличение мощности до 12 млн т/г., глубины – до 90%. Переработка нефти в 2009 г. на Мозырском НПЗ составила 10,95 млн т, с января по июль 2010 г. – 4,5 млн т.


Комментарии:

- Поставки минус 25,6%, бензины минус 7,1%.
Вот эти цифры и дают представление о разнице в переработке Юралс и Санта Барбара 25,6-7,1=18,5% - увеличение выхода светлых за счет смены сорта нефти. Еще несколько % выхода светлых добавло то что завод работал не в экстремальном режиме максимальной загрузки.
На МНПЗ в 2010 введена только установка гидрообессеривания бензина, увеличивающих глубину перерабокти не вводилось кажется с 2008 - т.е. весь прирост за счет качества исходного продукта и оптимизации техпроцесса.

- даже не юралс) а смеси. в чистом виде разница достигает 50%. думается, что за исключением объема поставок, в остальном они похоже только выиграли. недаром соседи так оживились - пример может оказатсья заразителен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Пн Окт 25, 2010 8:36 am    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

Транзит нефти в Беларусь будет идти со скидками в одесских портах:

Цитата:
Скидки прежде всего рассчитаны на удержание венесуэльского сырья, которое активно перегружает Одесский порт для поставки по железной дороге в Беларусь. Вернуть грузы из России и Казахстана будет крайне сложно, поскольку отправители из этих стран несколько лет используют украинские гавани по остаточному принципу. С одной стороны, Кремль последовательно осуществлял свою политику переориентации экспортных грузопотоков на российские порты, с другой – Киев не смог удержать транзитные нефтегрузы из Казахстана из-за непродуманной тарифной политики.
Теперь же в Сборнике предлагается установить гибкую систему скидок – их размер будет меняться ежеквартально в зависимости от объема грузопотока компании за предыдущий период. Так, при перевалке компанией менее 1,5 млн т груза скидка не предусматривается, при объеме от 1,5 до 2 млн т – скидка составит 30%, от 2 до 2,25 млн т – 35, от 2,25 до 2,5 млн т – 40, от 2,5 до 2,75 млн т – 45, более 2,75 млн т – 50%.


http://animatolog.livejournal.com/20490.html

Дополню тему газом. Cool

Цитата:
"Корпорация "КАМСЕ" выразила готовность строительства в Литве белорусского порта и терминала по приемке и регазификации сжиженного газа, а также инвестирования в белорусско-китайский технопарк", - говорится в справочной информации, подготовленной пресс-службой правительства Беларуси к встрече премьер-министра республики Сергея Сидорского с президентом корпорации "СИНОМАК" Жэнь Хунбинем. Эта встреча состоялась в четверг в Минске.


Как ранее сообщалось, премьер-министры Беларуси и Литвы Сергей Сидорский и Андрюс Кубилюс летом текущего года достигли договоренности о возможности участия республики в литовском проекте по строительству СПГ-терминала в Клайпеде. Белорусская сторона рассчитывает переваливать через этот терминал до 10 млрд куб. м сжиженного газа, в то время как Литва ориентируется на мощность в 3 млрд куб. м.

Ранее первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко отмечал, что республика наряду с Литвой изучает возможность реализации такого проекта также на территории Польши и Украины.

Согласно решению правительства Беларуси, республика должна определиться по данному проекту до ноября текущего года.

http://www.interfax.by/news/belarus/78780

И интересное обсуждение новости в ЖЖ:
http://eugen1962.livejournal.com/22442.html

Китайцы пришли в Беларусь надолго и очень мощно:

Китайская корпорация инжиниринга "КАМСЕ" подписала договор о строительстве в Беларуси завода по производству беленой сульфатной целлюлозы, сообщил президент китайской национальной машиностроительной корпорации "СИНОМАК" Жэнь Хунбинь, встречаясь в четверг с премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским в Минске.

http://www.interfax.by/news/belarus/78778

Китайская национальная машиностроительная корпорация "СИНОМАК" - одна из крупнейших в Китае государственных корпораций. Она была основана в 1997 году в результате преобразования министерства машиностроения Китая и на сегодняшний день является одним из ведущих в КНР разработчиков и производителей машиностроительного оборудования.

Тема газа и нефти в отношениях России и Белоруссии очень неплохо освещена в ЖЖ:
http://eugen1962.livejournal.com/22940.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Пн Окт 25, 2010 8:39 am    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

Вообще, по газу интересная ситуация:

С прошлого года на рынке энергоносителей происходит перераспределение Бурное обсуждение возможного скорого перераспределения добычи и распределения с традиционного газа на так называемый ‘сланцевый газ. Новый вид топлива содержащееся в залежах сланца. И хотя первая скважина для добычи сланцевого газа была пробурена в США еще в 1821 году, этот способ освоения полезных ископаемых долго не получал развития из-за своей дороговизны.
В последние годы ситуация резко изменилась. Новые технологии снизили себестоимость сланцевого газа. По утверждению отдельных компаний, добывающих сланцевы газ в США (например, Chesapeake Energy), его себестоимость не превышает 100 долларов за 1 тысячу кубометров. Хотя по мнению экспертов, реальные затраты на получение сланцевого газа составляют 212-283 доллара США за 1 тысячу кубометров. Впрочем, даже если справедливы вторые цифры, себестоимость добычи в будущем обещает только снижаться, чего не скажешь о других способах извлечения газа из недр земли.
К тому же для транспортировки традиционного газа надо строить и обслуживать газопроводы, что требует значительных затрат. А сланцевый газ можно добывать рядом с потребителем - почти рядом с каждым городом. Ведь сланец находится буквально повсюду. Вопрос скорее упирается в то, насколько глубоко он залегает. Например, в США этот показатель в основном колеблется около 1500м, а в Европе - 2500м. Ресурсы сланцевого газа в мире составляют 200 триллионов кубометров (для сравнения - природного газа в мире около 173 триллионов кубометров).
Как бы там ни было, но вся эта история вокруг сланцевого газа уже привела к серьезному переделу газового рынка. Достаточно отметить, что в прошлом году США, традиционно энергетически недостаточные, вдруг стали крупнейшим производителем газа. И все благодаря сланцевому газу.
Нужен сланцевый газ и Китаю. Однако пока Поднебесная не начала его добычу на своей территории.В настоящее время газовый рынок находится под сильным влиянием "сланцевой революции", произошедшей в США.
Рост добычи сланцевого газа в США привел к тому, что в Европе стали модными разговоры о том, что в ближайшем будущем дорогой природный газ, поставляемый по трубам, будет постепенно вытесняться на рынке именно сланцевым газом, который вслед за Польшей у себя обнаружила и Болгария. В частности, в понедельник болгарский министр экономики Трайчо Трайков заявил, что в августе 2010 года геологи обнаружили целое поле сланцевого газа, ресурсы которого оцениваются от 6 до 8 млрд куб м. Сейчас Болгария потребляет около 5 млрд куб м газа в год, импортируемого этой страной, главным образом из России. Ранее сообщалось, что крупные запасы сланцевого газа могут находиться и в Польше. По мнению американских экспертов, речь может идти о 1,5-3 трлн куб м. Американский концерн Chevron, уже приступивший к разведке сланцевого газа в Польше, намерен получить разрешение на аналогичные работы и в Болгарии.
Между тем, в "Газпроме" считают, что вопрос добычи сланцевого газа в Европе лежит в плоскости теории. Как заявил на прошлой неделе замглавы "Газпрома" Андрей Круглов, добыча сланцевого газа в Европе будет ограничиваться, в том числе по экологическим соображениям. Кроме того, себестоимость добычи сланцевого газа в Европе выше, чем в США в два-три раза, добавил он.
В "Газпроме" продолжают делать ставку на природный газ, поставляемый по трубам, параллельно расширяя свое присутствие на рынке сжиженного газа. В свою очередь, эксперты отмечают, что сланцевая революция в Европе по своей остроте не идет в сравнение с баталиями вокруг строительства двух крупных газопроводов – конкурентов - South Stream и Nabucco. Если бы сланцевый газ действительно рассматривался как серьезная альтернатива природному газу, поставляемому по трубам, то проблема поиска поставщиков топлива для Nabucco европейцами не воспринималась столь серьезно.
Что касается природного газа, поставляемого по трубам, то здесь холдинг усматривает благоприятные условия.
В свою очередь, в "Газпроме" считают, что в перспективе на рынке сохранится благоприятная обстановка для поставок такого газа и существующих принципов ценообразования в целом, и для South Stream, в частности.
Минэнерго РФ полностью разделяет такую позицию российского газового монополиста. Весной 2010 года министр энергетики РФ Сергей Шматко на конференции "ТЭК России в XXI веке" заявил о том, что производство сланцевого газа не повлияет на энергобаланс в мире. Он считает разговоры про наращивание объемов добычи сланцевого газа надуманными.
Перспективы сланцевого газа на европейском рынке низкие в связи с недостатком спроса на альтернативные виды топлива, заявил в июне замглавы департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Сергей Хрущев.
Он отметил тогда, что компании, работающие на рынке сланцевого газа в США, не имеют дополнительных льгот, однако располагают значительным спросом на свою продукцию, чего нельзя сказать о Европе. По словам С.Хрущева, "именно большой объем рынка и большое число покупателей и поставщиков позволяет сделать рынок сланцевого газа высоколиквидным и интересным для инвесторов. В Европе такого рынка фактически нет".
Он отметил также, что европейский газовый рынок исторически формировался исходя из трубопроводной системы и поставляемого по ней газа. "Поэтому здесь сланцевый газ вряд ли выиграет по себестоимости. Мы здесь рассматриваем перспективы сланцевого газа как очень низкие", – заключил С.Хрущев.
В свою очередь, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов призывает "Газпром" и профильное российское ведомство не быть столь категоричными в оценке перспектив сланцевой революции в Европе, а вернее, их отсутствия. "Сланцевый газ, как и другие технологии, будет востребован. Двадцать лет понадобилось Штатам, чтобы выйти на более-менее приемлемые уровни его добычи. Но технологии-то развивались при дешёвом газе, а сейчас это оказалось востребованным. Мы видим, как стремительно растёт добыча газа в Штатах за счёт именно нетрадиционных источников, в том числе сланцевого газа", - рассуждает он. "Поэтому технологии обязательно выстрелят. Надо в это вкладывать. Нефтяные и газовые компании страны, безусловно, должны брать пример с западных компаний, которые занимаются и новыми технологиями добычи углеводородов, и инвестируют, в том числе в новые виды топлива. Этим нужно заниматься, и здесь, к огромному сожалению, инвестиции и государственных, и частных компаний в сегменте нефтегазового комплекса недостаточны", - полагает К.Симонов.
Владимир Высоцкий из ОАО "ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ" обращает внимание на то, что в 2009 году добыча сланцевого газа обеспечила свыше 8 проц всей газодобычи США или более 51 млрд куб. м. "С учетом специфики добычи сланцевого газа в ближайшие годы продолжится бум, а падение его производства на существующих проектах может начаться уже через 5-7 лет и будет обвальным, что, в конечном счете приведет к резкому увеличению стоимости газа в структуре относительных энергетических цен", - отмечает эксперт.
Учитывая экономику добычи сланцевого газа, долгосрочная разработка месторождений сланцевого газа рентабельна лишь при растущих ценах на газ, так как разработка месторождения требует высокого уровня капитальных вложений на протяжении всего срока проекта из-за постоянного роста количества скважин и операций по гидроразрыву пласта /ГРП/, учитывая их резко падающий дебит. Поэтому многие крупные американские компании, занимающиеся разработкой месторождений сланцевого газа /например, Chesapeake Energy/, уже столкнулись с финансовыми трудностями. Учитывая высокую себестоимость добычи сланцевого газа, которая превышает текущие рыночные цены можно ожидать, что бум добычи сланцевого газа скоро может смениться не менее драматическим падением", - заключает он.
Среди причин, препятствующих мощному развитию добычи сланцевого газа в Европе, В.Высоцкий называет, в частности, трудный доступ к земельным участкам из-за высокой плотности населения, а также сопутствующие экологические проблемы – загрязнение подземных вод и разрушение природного ландшафта окружающих разработки территорий. В Европе пока слишком много ограничений, чтобы начать промышленную добычу сланцевого газа, говорят многие эксперты.
Главной проблемой для добычи сланцевого газа в Европе после экологической являются высокие затраты на освоение месторождений, которые, по предварительным подсчетам международных экспертов, могут превышать американский уровень почти в 4 раза. Сейчас у европейских компаний нет налоговых стимулов для освоения месторождений из нетрадиционных источников газа, к тому же соответствующими технологиями добычи в настоящее время обладают только американские компании.
"Ввиду вышеуказанных ограничений мы не ожидаем начала крупной промышленной добычи сланцевого в Европе в ближайшие 3-5 лет", - полагает В.Высоцкий. Даже по самым оптимистичным подсчетам добыча газа из нетрадиционных источников в Европе составит 40 млрд куб м /25 проц от текущих поставок "Газпрома" в Европу/ лишь к 2030 году. "Таким образом, мы считаем, что нетрадиционный газ не сможет стать для Европы альтернативой поставкам "Газпрома" еще очень продолжительное время. Даже в дальнейшем разработка нетрадиционных месторождений газа сможет лишь частично компенсировать падающую внутреннюю добычу в Северном море, а не ограничить импорт газа", - полагают в ОАО "ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ"
В свою очередь, Николай Иванов из Института энергетики и финансов напоминает, что добыча сланцевого газа в настоящее время ведется только в США и Канаде. При этом наиболее хорошо изучены бассейны сланцевого газа в США, где в 2009 году было добыто порядка 67 млрд куб м такого газа. И ежегодный прирост добычи оценивается в 5,3 проц.
Вместе с тем, такой феномен как сланцевый газ, безусловно, нужно внимательно изучать, учитывать при формировании экспортной политики. Ведь впервые газ, который относится к нетрадиционным источникам, стал вытеснять традиционный газ, в данном случае СПГ, подчеркивает Н.Иванов.
Та же Польша, претендующая стать "пионером" в сфере добычи сланцевого газа в Европе, активно развивает направление, связанное с импортом в страну СПГ. Напомним, что год назад Польша объявила тендер на строительство СПГ терминала на Балтийском море. В частности, государственная компания Polskie LNG and Gaz System, которая будет управлять терминалом, планировала выбрать подрядчика к середине 2010 года. Строительство терминала планируется завершить в 2014 году. Первоначальная вместимость терминала составит 2,5 млрд кубометров газа, с возможностью удвоения или даже утроения объемов на более позднем этапе.
Кроме того, в июне 2009 года компания QatarGas подписала контракт на поставку на терминал около 1 млн тонн сжиженного природного газа ежегодно.
Недавние заявления польского премьер-министра Дональда Туска о том, что возглавляемое им правительство готово начать переговоры об изменении условий газового соглашения с Россией, подписанного в январе 2010 года и предусматривающего поставки топлива ежегодно на уровне 11 млрд куб м до 2037 года, в том случае, если выяснится, что часть энергетических потребностей Польши может быть покрыта за счет сланцевого газа, следует рассматривать как желание снизить цены на экспортируемый в страну из России газ. При желании в заявлениях Д.Туска о возможном пересмотре условий контракта с "Газпромом" просматривается и политическая составляющая. Последнее замечание также относится и к сегодняшним заявлениям болгарским властей по поводу перспектив страны на рынке сланцевого газа.
Между тем, Виктор Марков из ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" обращает внимание на то, что на фоне заявлений о перспективах добычи Европе сланцевого газа, вне зависимости от того, какими причинами эти заявления продиктованы, более актуальным следует считать проблему активизации газопроводных войн, причем как в Европе, так и Центрально-азиатском регионе /ЦАР/.
"2009 и начало 2010 года породили у европейцев оптимистические ожидания относительно будущего газового рынка в ЕС. Возникла уверенность в том, что в Европе наступила "эпоха покупателя". Действительно, цены выглядят не столь внушительными, как в 2008 году, спрос на газ несколько сократился, а конкуренция на рынке выросла – прежде всего за счет поставок СПГ из Катара. Кроме того, Европа находится в предвкушении поставок газа из ЦАР и Ирана. Вопрос только в том, является ли нынешний период временной передышкой или же началом долгосрочной тенденции", - задается вопросами В.Марков.
"Европа, напуганная концепцией превращения России, основного поставщика газа, в энергетическую сверхдержаву, объявила свой курс на диверсификацию источников поставок любой ценой. Это явно не способствует развитию конструктивного сотрудничества между традиционными партнерами в газовой сфере. "Линия фронта" пролегает по южному пути поставок газа в Европу, где Брюссель при поддержке США стремится организовать свой "Южный коридор" поставок с Каспия, Центральной Азии и Ближнего Востока. Москва же старается удержать позиции в регионе за счет реализации проекта South Stream. При этом оба игрока "проспали" резкое укрепление позиций Китая в ЦАР, что делает этот геополитический пасьянс еще более запутанным и интригующим", - отмечает В.Марков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Пн Окт 25, 2010 8:48 am    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

В качестве иллюстрации:



Себестоимость и торговля:
http://www.ifs.ru/special/10?state=print


Последний раз редактировалось: maxon (Ср Окт 27, 2010 9:01 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Пн Окт 25, 2010 9:35 am    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

Сага про нефть

http://akteon.livejournal.com/97984.html

Цитата:
Если говорить о добыче на «старом» месторождении, которые и составляют основу российской добычной базы, то принцип там достаточно простой. Владельцем недр является государство, ему принадлежит природная рента от монетизации ископаемых. Считается, что государство – не слишком эффективный оператор месторождений, поэтому оно пускает эксплуатировать свои природные богатства частные компании. Компании тратят деньги и усилия на закупку инвентаря, работу на месторождениях, взамен желают получить разумный возврат на этот капитал и усилия, а что сверх того, это не честный доход работника-капиталиста, а справедливая доля владельца ресурса. Вопрос, правда, в том, как посчитать, сколько же реально было вложено в работу и какова справедливая доля недропользователя.

Все 90-е государство пыталось как-то померить затраты и реальную прибыль от нефтедобычи и обложить нефтяников сообразно с их доходом, и каждый раз нефтяники оказывались хитрее. Помните волшебные слова «ЗАТО» и «скважинная жидкость»? В итоге, государство плюнуло и в начале 2000-х ввело простую, как правда, систему налогообложения. Во-первых, государство сказало, что ему не интересно считать, какие реально у нефтяников затраты и почем они реально продают нефть. То-есть, может быть, и интересно, но оно заранее знает, что у него ничего не получится, все равно надуют. Есть цифра, которую государство может пронаблюдать, это цена российской нефти в Роттердаме. Государство может прикинуть, сколько в среднем стоит добыть нефть в России. Вот из этого и будем исходить. Итого, решили, что до уровня приведенной себестоимости добычи и транспорта, на тот момент, около 9 долларов за баррель, никаких специальных налогов государство вообще не берет, ограничивается только налогом на прибыль, таким же, как и для всех остальных предпринимателей. Начиная с $9/bbl, ставка налога на выручку начинает плавно расти от нуля до 93% со всего, что сверх $25/bbl. Вводилсь в действие эта схема, когда российская нефтянка едва-едва оживала после кризиса 1998-го года, когда российская нефть шла на мировых рынках по $7/bbl, и $25 казались суммой совершенно запредельной. Компания Shell в те годы использовала $10, $14 и $18 как цифры для своего низкого, основного и высокого сценария. Все, что сверх $25, воспринималось, действительно, как природная рента, дар небес, на который компаниям претендовать было бы как-то и неприлично, да и не очень-то и хотелось, мало кто верил, что цены могут долго держаться на столь высоком уровне. Вводилась эта система на год-два, с тем, чтобы за это время придумать, какую систему ввести на долгий срок. У нее было одно очевидное и очень сильное преимущество, крайняя прозрачность и простота в администрировании. В итоге она продержалась 10 лет.

Тем временем, в мире произошло много интересного – цена на нефть ушла далеко за $25 за баррель, а российская экономика сильно окрепла. Теперь нефть в России стоит добывать куда дороже. Тарифы «Транснефти» за это десятилетие увеличились вчетверо и собираются расти на 15% в год на протяжении еще нескольких лет. Электричество подорожало, а это существенный элемент себестоимости добычи – нефть давно надо поднимать на поверхность насосом. Месторождения «устали», обводненность старых скважин все выше и выше, а это значит, что для добычи все того же объема нефти, надо поднимать на поверхность втрое, вчетверо, впятеро, вдесятеро больше скважинной жидкости, чем раньше, прогонять ее через подготовительные сооружения, вычленяя собственно нефть, закачивать все больше воды в пласт для поддержания давления, все чаще менять насосы. Новые скважины, взамен выходящих из строя, бурятся во все худшие зоны месторождений – с меньшими продуктивными толщинами, меньшей нефтенасыщенностью, худшими стартовыми дебетами, меньшей полной накапливаемой добычей на скважину – т.е. усилий требуется все больше, а нефти получается все меньше. Российская нефтяная отрасль получила свою дозу анаболика в 2000-е, позаимствовав ставшую стандартной на западе к тому моменту технологию гидроразрывов, горизонтального бурения, многоствольных скважин. Технологии позволили получать больше, чем было принято в 70-е и 80-е, сделали коммерческими участки месторождений и запасы, ранее такими не считавшиеся, но они лишь смогли отодвинуть и замедлить неизбежное.

Еще одна, очень тяжелая для нефтяников тенденция, связана с укреплением рубля. Заметьте, что вся выручка в нефтедобыче долларовая. Даже та цена, по которой нефть продается на внутреннем рынке, жестко привязана к мировой цене, и выше экспортного паритета быть не может, покуда Россия экспортирует нефть. А затраты у нефтяников рублевые, и если рубль укрепляется и рублевая инфляция продолжает свое движение, то за все то же количество долларов они получают все меньшее количество рублей, которыми нужно расплатиться по все возрастающим рублевым расценкам.

В кризисном 2008-м году правительство дало определенную поблажку, подняв нулевую точку шкалы прогрессивного налогообложения с 9 до 15 долларов на баррель, но сильно это картины не изменило.

В итоге, сейчас многие месторождения балансируют на грани окупаемости. Нефтяным компаниям с каждого добытого барреля достается около $22, с которых надо покрыть эксплуатационные и капитальные затраты, стоимость транспорта нефти из Сибири до портов, а государство забирает остальные $50. Причем, если реальная себестоимость оказалась $25, то государство все равно заберет $50, т.е. $3 доплатит из своего кармана нефтяник за почетное право добывать нефть на благо страны.


Ну и так далее...

Первая часть саги про переработку:
http://akteon.livejournal.com/97723.html

Очень позновательно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Luk_M
Политолог


Зарегистрирован: 30.04.2010
Сообщения: 1233

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 1:29 pm    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

Сланцевый газ. Сухие цифры балансов снижают градус эйфории. Газпромовцы не так уж и неправы.
http://www.rbcdaily.ru/2010/05/14/tek/478008
_________________
С уважением,
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 3:17 pm    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

При чём тут трактовка Газпрома? Это заинтересованное лицо, им важно не допустить добычи сланцевого газа в Европе.

В США газ упал в цене из-за резкого спада спроса в промышленности - кризис. В этих условиях газ упал в цене и несли убытки все. О чём и говорится в статье. Делать выводы из этого, что сланцевый газ - неудачная альтернатива природному, рановато.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 3:45 pm    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

Кстати, Российская компания может купить НПЗ у ConocoPhillips в Германии:

Цитата:
В последнее время российским неф­тяным компаниям активно предлагаются европейские активы. В Европе избыточные перерабатывающие мощности, все это давит на маржу, поэтому западные компании стремятся активно продавать свои НПЗ, не видя даже долгосрочных перспектив, считают эксперты. Так, Total вела переговоры с «Роснефтью» по продаже своих заводов. Кроме того, по неофициальным данным, госкомпания рассматривала возможность покупки у венесуэльской PDVSA доли в четырех НПЗ в Германии. ТНК-ВР хочет купить Мажекяй­ский НПЗ в Литве. Однако заключения сделок в рамках этих переговоров пока не последовало.


Вообще-то, в свете "зелёной революции" и поиска альтернативных источников энергии в Европе, потребление именно бензина в Европе должно падать. Тем более во время кризиса. Так что такая скупка активов может оказаться глупостью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Сб Окт 30, 2010 2:38 pm    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

http://www.oilgasindustry.ru/print.php?id=7940

Цитата:
Основной задачей, стоящей перед нефтеперерабатывающей промышленностью в свете планируемого в ближайшее время вступления России в ВТО, является переход на европейское качество российских нефтепродуктов путем введения в стране европейских требований к экологическим параметрам продукции нефтепереработки и нефтехимии. Требования к экологическим характеристикам топлив в настоящее время воспринимаются как одно из условий присутствия на международном рынке нефтепродуктов.

Эту задачу можно осуществить за счет углубления переработки нефти, т.к. это основной ресурс повышения эффективности отечественной нефтепереработки (для сравнения — глубина переработки нефти в России составляет 71%, в Европе — 85%, в США — 95%).

Увеличение глубины переработки нефти позволит получить из ежегодно перерабатываемых в стране 220 млн т нефти дополнительно 25% высококачественных, конкурентоспособных на внешнем рынке нефтепродуктов, более гибко проводить политику соотношения количеств перерабатываемой и экспортируемой нефти, не допускать дефицита горюче-смазочных материалов, особенно в период посевных и уборочных компаний, галопирующего роста цен в стране на моторные топлива. Кроме того, увеличение глубины переработки нефти одновременно решает задачу сырьевой базы для таких важных отраслей народного хозяйства, как нефтехимия и химия.

Важным фактором, влияющим на активизацию процесса повышения качества моторных топлив, является планируемое в ближайшей перспективе введение в действие специального технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», который устанавливает конкретные сроки повышения требований к моторным топливам в соответствии с европейскими нормами «Евро-3, 4, 5» (в частности, по автомобильным бензинам: до 31.12.08 — «Евро-2», до 31.12.09 — «Евро-3», до 31.12.2013 — «Евро-4»).


Там же есть статистика по глубине переработки для российских НПЗ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 03, 2010 1:28 pm    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой

Ещё про сланцевый газ:
http://dm-matveev.livejournal.com/989514.html

http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1342548

http://www.proza.ru/2010/02/06/468

http://svpressa.ru/economy/article/22234/

http://forum.ngfr.ru/viewtopic.php?t=3607&postdays=0&postorder=asc&start=0
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Баламут
Политолог


Зарегистрирован: 29.11.2009
Сообщения: 1929

СообщениеДобавлено: Чт Янв 06, 2011 10:46 pm    Заголовок сообщения: Re: Экономика нефти и газа Ответить с цитатой


_________________
Правила Форума, "Вопросы по модерации", Предупреждения
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов malchish.org -> Экономика и финансы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Реклама. . . .
Powered by phpBB.