Цитата:
Как же получилось, что нефть из столь удаленных источников оказалась для Белоруссии привлекательнее, чем близкая и привычная российская? Все дело в пошлинах. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было омрачено тем обстоятельством, что Москва не распространила его действие на торговлю нефтью — Белоруссия получает ее беспошлинно лишь в ограниченных объемах, для внутренних нужд. Это около 6 млн т в год. Но ведь кроме этого Белоруссия до сих пор ежегодно закупала в РФ порядка 18 млн т нефти для загрузки своих перерабатывающих мощностей, продукцию которых она экспортировала в Европу. Пошлины, кстати, были введены именно из-за того, что Минск не желал делиться с Москвой доходами, получаемыми от переработки беспошлинного российского сырья. Теперь Белоруссия вынуждена переплачивать почти $300 за тонну нашей нефти. В марте Министерство юстиции Белоруссии подало в Экономический суд СНГ иск о неправомерности российских нефтяных пошлин, его рассмотрение намечено на сентябрь.
Поначалу эксперты сильно сомневались в экономической целесообразности поставок нефти из Венесуэлы. Как ни крути, а ее отделяет от Белоруссии 13,6 тыс. км морских путей и несколько сотен километров сухопутных дорог. Думали, что дело загнется после прихода первого же танкера. Но в Минске, по всей видимости, действительно все хорошенько просчитали. Хотя точные цифры не известны, но, по экспертным расчетам, цена этих операций выглядит следующим образом. Доставка одной тонны венесуэльской нефти морем в Одессу (с учетом фрахта танкера и расходов, связанных с прохождением турецких проливов) составляет порядка $75. Затем ее нужно перекачать в цистерны (оплатив услуги порта) и транспортировать по железной дороге около 800 км до Мозырского НПЗ по соответствующим тарифам, что в сумме добавляет еще около $70 за тонну. Однако это наименее прозрачный участок пути, поскольку Украина вроде бы предоставила Белоруссии какие-то льготы по перевозке нефти. В любом случае более привлекательной была бы доставка нефти по нефтепроводу «Одесса — Броды» — около $10 за тонну. Но, увы, эта труба используется Россией в реверсном режиме, то есть по ней наша нефть поступает к берегам Черного моря. Стратегия ставит целью отбить нефтепровод у «Транснефти» и пустить по нему венесуэльскую нефть.
Как бы то ни было, по данным Национального статистического комитета Белоруссии (Белстата), первая партия венесуэльской нефти в мае 2010 г стоила Белоруссии $656 за тонну. Впрочем, по расчетам экспертов российского Фонда национальной энергетической безопасности, цена венесуэльской нефти, доставленной танкером до Одессы, а оттуда по железной дороге на Мозырский ПНЗ, должна составлять $737 за тонну, а при задействии нефтепровода «Одесса — Броды» — $682 за тонну. Причем эти расчеты сделаны, исходя из несколько завышенных цен на венесуэльскую нефть. В любом случае они доказывают, что Белоруссия действительно выгадывает на венесуэльской нефти, когда речь идет о ее поставках для переработки с целью последующего экспорта нефтепродуктов. Ведь цена российского предложения составляет около $500 за тонну беспошлинной нефти и почти $800 за тонну нефти, облагаемой пошлиной. Другой вопрос: насколько стабильными в средне — и долгосрочной перспективе могут быть эти поставки, основанные на соглашении между двумя довольно одиозными лидерами.
http://www.oilstat.ru/analytics/48767Тут надо отметить, что цена $500 за тонну беспошлинной нефти возможно указана с ошибкой. Мой личный взгляд на
статистику внешней торговли Белоруссии обнаружил цену в $409 долларов за тонну, при том что это средняя цена нефти за полугодие. По другим источникам:
Цитата:
Согласно данным Национального статистического комитета, в мае 2010 года Беларусь импортировала 79,8 тыс. тонн нефти из стран вне СНГ по цене 656 долларов за тонну. В мае из стран дальнего зарубежья Беларусь импортировала нефть только из Венесуэлы.
В то же время из России Беларусь за январь-май поставила 5,125 млн. тонн нефти, средняя цена которой составила 398 долларов за тонну. В эту сумму входит как нефть поставляемая беспошлинно (6,3 млн. тонн в 2010 году), так и нефть, поставляемая при взимании экспортной пошлины (7,8 млн. тонн в 2010 году).
Как ранее сообщал Телеграф, цена сырой нефти из России составляла на первое мая для Беларуси 284 доллара за тонну, при этом экспортная пошлина была равна 248,2 доллара за тонну. Таким образом цена нефти, облагаемой пошлиной, для нашей страны в мае составила 532,2 доллара.
В конце июня первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко заявил, что Беларуси выгоднее покупать венесуэльскую нефть, чем российскую с пошлиной.
Экспортная пошлина на сырую нефть с 1 августа может вырасти на 13,2 - 15,2 доллара за тонну до 262 - 264 долларов за тонну. То есть цена на нефть для Беларуси в случае обложения ее пошлиной вырастет до 548,4 долларов за тонну.
http://telegraf.by/2010/07/pervaja-part ... tonnu.html