На другую тему
(другое громкое дело)Аятоллы и шейхи, и даже раввины
решили заняться деломЦитата:
Восстановление дипломатических связей и экономических отношений Ирана с Саудовской Аравией (СА), состоявшееся на днях, вполне можно считать историческим событием. И отнюдь не случайно западные СМИ старательно задвигают его на последние строки политической повестки.
Напомним, протяжённость эпохи жёсткого соперничества за преобладающее влияние основных исламских конфессий в мусульманском мире – суннитов и шиитов – измеряется веками. Фактически со времени основания Ислама. При этом те и другие традиционно обвиняли друг друга в противоречащих мусульманским постулатам связях с Израилем.
Это соперничество год за годом олицетворяли главные форпосты обеих конфессий – суннитская Саудовская Аравия и шиитский Иран. Даже в 1930-х – середине 1970-х, когда Эр-Рияд и Тегеран одновременно были военно-политическими союзниками США и в целом Запада, борьба между ними за «руководство» исламом не затихала.
Плюс ОПЕК
Точно так же не прекращалась и вечная схватка за доминирующее влияние в исламском мире. Слегка примиряли лишь сугубо деловые интересы. Так, именно Эр-Рияд и Тегеран были основными инициаторами создания ОПЕК в 1960 году.
Однако их политико-идеологическое соперничество проявлялось и проявляется и в этой структуре, потому им обоим приходилось нередко пользоваться в ней посредничеством ряда других стран-членов. Во избежание распада организации.
Как отмечал министр иностранных дел Ирака (в 1983–1992 и 1995–2001 гг.) Тарик Азиз, «если бы Иран и саудовцы с их аравийскими союзниками в 60-х и позже смогли бы не вовлекать ОПЕК в их глобальные противоречия, ОПЕК вполне смогла бы контролировать весь мировой рынок нефти.
И даже диктовать свои условия и Западу, и другим поставщикам нефти». Но Тегеран и Эр-Рияд предпочли «иногда не официальное, но всё равно противоборство в ОПЕК, в чем нередко участвовал и Ирак – поначалу в пользу саудитов, а с середины 1970-х до 1979 – в пользу Тегерана».
Из-за этих эксцессов, по мнению Т. Азиза, все арабские нефтяные страны в 1968 «застраховались» созданием Организации арабских стран-экспортеров нефти, действующей поныне.
Ислам идёт на сближение?
Однако теперь это соперничество, похоже, сходит на нет. Поскольку очевидно, что ирано-саудовское примирение нацелено именно на глобальную, можно сказать, транснациональную консолидацию исламского мира. А в этой связи не исключено, что саудовские власти могут выдворить из страны даже базу ВВС США в Эс-Сулеймании – тем более что она вблизи Эр-Рияда…
Тем временем уже обозначен новый сигнал общеисламской консолидации с подачи Эр-Рияда и Тегерана. Это казавшаяся ранее невозможной нормализация отношений «проиранской» Сирии с Саудовской Аравией, а также с другими – «просаудовскими» аравийскими монархиями.
И это происходит, заметим, вскоре после ирано-саудовского примирения. Упомянутые тренды наверняка окажут весомое влияние и на мировой нефтяной рынок. Ибо всплески мировых цен на нефть отнюдь не в последнюю очередь были обусловлены длительной ирано-саудовской конфронтацией.
Характерно в этой связи и то, что почти одновременно с ирано-саудовской нормализацией Эр-Рияд и Тель-Авив де-факто договорились об использовании трансизраильского нефтепровода порт Эйлат (Красное море) – порт Ашкелон (Средиземное море) для транзита саудовской нефти.
Цитата:
Чёрное золото пойдёт через Ашкелон в Европу, Северную и Южную Америку. По имеющимся оценкам, этот маршрут позволит Саудовской Аравии как минимум на 20 % увеличить экспорт нефти.
Маршрут известен
Данный экспортный маршрут на Запад для аравийской и иранской нефти самый короткий и, соответственно, наименее затратный. Поэтому этой артерией монархический режим Тегерана активно пользовался почти все 1970-е годы: до трети иранского нефтеэкспорта в тот период приходилось на перекачку по маршруту Эйлат – Ашкелон.
С 2021 года тот же трубопровод, напомним, используется для нефтетранзита из ОАЭ; некоторые зарубежные СМИ сообщали, что по той же артерии с начала 2020-х гг. периодически перекачивается на экспорт нефть из Бахрейна и Омана. Официальных опровержений тому не было.
Первый и геополитически самый важный для Эр-Рияда экспортный трансаравийский нефтепровод был создан компаниями Запада (в основном американскими) на рубеже 1940–1950-х гг. – к южноливанскому порту Сайда. Ввиду военно-политических обстоятельств эта артерия не действует ещё с середины 70-х годов минувшего века.
Хотя в израильских СМИ в 80-х годах и намного позже сообщалось, что саудовская нефть здесь всё же иногда перекачивается. Просто бизнес, ничего личного. И всё же, в связи с упомянутыми договоренностями по саудовскому нефтетранзиту через Эйлат – Ашкелон, трудно предположить, что артерия к Сайде впредь не будет использоваться Эр-Рядом.
В связи с этим нельзя не напомнить – от неё ещё с начала 50-х гг. имеется ответвление – из приграничного с Израилем района Иордании – к североизраильскому порту Хайфа (вблизи границы с Ливаном). В этом городе расположен крупный НПЗ, перерабатывающий и аравийскую нефть. К тому же НПЗ в Сайде поныне контролируется саудовской АРАМКО.
Не святая земля
Здесь остаётся упомянуть лишь нефтепроводные «обходники» Палестины, созданные саудовцами в 1980-х гг. и к началу 2010-х к портам Саудовской Аравии на Красном море (Джидда, Янбо) – с учетом дальнейшей морской доставки на Запад – более протяженные, чем «трубы» к Ашкелону, Хайфе, Сайде.
Нет сомнений, что ещё и поэтому саудовская сторона наверняка будет использовать все эти артерии и впредь. Нормализация же ирано-саудовских отношений может не исключать возобновления – то есть перспективного транзита иранской нефти через СА по маршруту Эйлат – Ашкелон. Тем более что та нормализация состоялась, повторим, почти одновременно с договоренностями Эр-Рияда и Тель-Авива о нефтетранзите по тому же маршруту.
Цитата:
Отметим, что ещё со времени Исламской революции 1979 года единственным «нефтеэкспортным» маршрутом для Ирана остаётся своего рода бутылочное горлышко Ормузского пролива между Персидским заливом и Индийским океаном. Стоит ли объяснять, что оно максимально уязвимо в контексте перманентной конфронтации Ирана с Западом, особенно с США.
В связи с этими факторами можно предположить, что Эр-Рияд – вероятно, с подачи Тегерана – будет в какой-либо форме содействовать смягчению напряженности между Ираном и Израилем. Тем более с учётом бессрочной экономической выгоды для всех – отметим, от транзита нефти через Саудовскую Аравию и Израиль из любых стран региона.
В пользу такого сценария говорит и то, что Иран и Турция до сих пор не договорились о сооружении нефтепровода из Ирана к какому-либо турецкому средиземноморскому порту. При этом переговоры «по теме» периодически ведутся уже который год.
Турецкая сторона предлагает подключить трубу из Ирана на юго-востоке Турции к нефтепроводу Баку – Тбилиси – порт Джейхан, контролируемому хорошо знакомой россиянам компанией BP – «Бритиш петролеум». Но иранская сторона выступает за «самостоятельный» иранский нефтеранзит через Турцию.
Как можно сегодня, в условиях глобального противостояния «все против всех», оценивать нефтетранзитные договоренности Эр-Рияда с Тель-Авивом и нормализацию ирано-саудовских отношений?
Скорее всего, позитивно, тем более что они реализованы почти синхронно и весьма далеко выходят за рамки «треугольника» Израиль – Саудовская Аравия – Иран.
К изложенному не могу не добавить удивительно интересный и информативный комментарий одного из читателей
про шиитов и сунитов:
Цитата:
Утверждение, что Саудовская Аравия представляет «суннитский ислам», является распространенным западным заблуждением. «Шииты и сунниты – это название двух противоположных религиозно-политических движений» — тоже исторически неправильная идея. Украина и Россия могут воевать сейчас, но это не значит, что эти 2 страны родились соперниками.
Давайте сначала узнаем короткую историю - шиизм был специфическим политическим движением, противоположное движение шиизма называлось «Харези», которое также было сильным и многочисленным. Эти 2 группы привыкли воевать. Большинство мусульман не участвовали в этих конфликтах и рассматривали эти 2 группы как экстремистское меньшинство. Поэтому, когда во время беспорядков внутри мусульманской империи число различного рода групп / сект (шииты, хареджи, мутазилы, батенисы и т. Д.) Начало увеличиваться во время беспорядков внутри мусульманской империи, большинство мусульман начали идентифицировать себя как сунниты (полное название «Ahle Sunnat wal Jamat» - означает «те, кто следует пророческим традициям и следует мнению большинства»), чтобы дифференцировать себя от всех этих групп.
Однако Харезис вскоре проиграл в конфликте с шиитами и вымер. Шииты выжили и даже сумели захватить власть Египта после того, как мусульманская империя стала очень слабой после 1-го крестового похода. Несмотря на то, что сегодняшние иранские шииты не являются тем же типом шиитов, которые стали правителем Египта, шиизм в целом выжил, в то время как большинство других сект вымерли, вероятно, из-за чрезвычайных усилий шиитских правителей Египта.
Но даже в то время шииты едва составляли 1% мусульманского населения. Перенесемся в 1500 год нашей эры, и у Ирана появился новый император, Исмаил I. Он не был похож на старого, типичного иранского правителя. Он был персидским ультранационалистом и хотел подчинить известный мир персидскому правлению. Он (и его последователи) в значительной степени рассматривали ислам как неполноценность/болезнь, принесенную великой персидской цивилизации «низшими арабами», которые запятнали персидскую цивилизацию.Но он также знал, что уже слишком поздно удалять ислам из Персии. Кроме того, во время его борьбы против oсмейны (османов, в которых доминировали турки, еще одна «низшая раса») он столкнулся с моральной проблемой среди своих солдат и населения в целом. Несмотря на то, что Осмейны носили титул «халиф» в течение некоторого времени, они никогда не пользовались уровнем власти и признания постмонгольского фрагментированного мусульманского мира. Но все же многие иранцы рассматривали их как защитников веры и чувствовали себя неловко из-за жестокой борьбы с ними. Кроме того, многие из войск Исмаила I были персинизированными турками (турками / татарами, которые начали использовать фарси в качестве своего приманского языка), и он подозревал их лояльность в своих предстоящих кампаниях. Поэтому, чтобы исправить эти проблемы и восстановить уникальную персидскую идентичность, он хотел создать высоко персидскую версию ислама, которая отличалась бы от ислама, которому следуют его соперники (арабы, турки). После недолгих размышлений он выбрал двунадесятый шиизм. Двунадесятый шиизм был на самом деле совершенен для его цели; он был уникален своими убеждениями в шиитских сектах, за ним следило очень мало людей, поэтому у него было меньше связей с основными мусульманами, а двунадесятый шиизм не имел политического влияния в Аравии (в отличие от исмаилитских шиитов, которые тогда были крупнейшей сектой и довольно влиятельными) поэтому у него не было никакой привязанности к Аравии. Поэтому он привез в Иран большинство ведущих шиитских ученых-двунадесятников, убедил их внести некоторые изменения в свою идеологию, такие как снятие запрета на участие в политике для двунадесятых шиитов и установление большой антисуннитской ненависти и глубокого персидского национализма. Как только он обратил оставшихся элит и военных, он начал свои кампании и дал всему населению Ирана и Азербайджана два выбора - либо обращение к этой новой идеологии, либо смерть (в некоторых случаях также допускалось изгнание). Именно так сейчас шииты стали 10% мусульманского населения.
Так или иначе, да, Иран с его историей, правительством, политикой, властью и населением можно назвать представителем шиизма. Даже сами шииты признают это. Но Саудовская Аравия (страна, созданная Великобританией) никогда не была представителем суннитов, ни один известный мусульманский ученый / историк не утверждает этого. Есть 49-50 стран, где мусульмане составляют большинство. И кроме Ирана, Азербайджана и Бахрейна, все они следуют регулярному (суннитскому) исламу. Невозможно даже официально представлять такое разнообразное население малонаселенной прозападной страной. Но даже неофициально Саудовская Аравия никогда не была такой. Последним представителем суннитов была Османская империя, и после их падения (в котором саудовская правящая семья помогла) мусульмане предложили этот титул саудовским правителям (хотя многие из них знали о своей истории). Саудовские правители наотрез отказались стать лидером мусульман-суннитов, потому что они сами не являются основными суннитами, они салафиты (и теперь, после 100 лет усилий, большинство саудовских людей теперь тоже салафиты). Так что Саудовская Аравия является лидером «мусульман-суннитов» только по западным бумагам, а не по реальности, ни один суннитский ученый не называет их таковыми. Саудовская Аравия — богатая нефтью прозападная страна, которая выступает в качестве правой руки Израиля, вот и все.
Итак, давайте назовем, что это за сделка на самом деле. Это была сделка между западной колонией в Аравии - Израилем и будущим правителем ближневосточного Ирана. Религия тут ни при чем.