Формирование системы западных ценностей происходило довольно долго. В принципе, точкой отсчета можно считать падение Римской цивилизации. Последующие Темные века Запад боролся за свободу, освобождаясь от диктата феодальных и монархических установок, религиозного мракобесия и т.д. Пытливые умы Запада корпели над уцелевшими римскими и греческими книгами, жадно глотали знания полученные от арабов, (испытавших в это время пассионарный подъем) и наблюдали за окружающим миром. Так формировалась и шлифовалась его собственная система ценностей, которая приобрела целостный вид где-то к началу Реформации. Ключевой особенностью системы Западных ценностей является то, что она вышла за пределы религиозных рамок, поставив человека вершиной и мерой всего существующего в мире. Это сыграло крайне положительную роль в развитии: западный человек поверил в себя и свои возможности. Для него не осталось запретов в сознании, он стал исследовать и преобразовывать окружающий мир в соответствии со своими собственными идеями. Сформировался пытливый, критический и аналитический западный ум, который в сочетании с волей к победе и верой в свои собственные силы последние 500 лет удерживал Запад в лидерах общечеловеческого развития. Запад действительно был силен, Кортес с отрядом в 200 человек к примеру, побеждал стотысячные армии и завоевывал государства. Магеллан тот вообще плыл к краю земли, убеждая команду в том, что они не упадут в пустоту с ее края, и т.д. Запад дал миру сильных людей, и сильны они были верой в себя и свои собственные силы в первую очередь. Нет ничего выше для западного сознания. Нет ни бога, ни кармы, ни судьбы, ни предопределения. Нет ничего кроме тебя. Потерпел неудачу – вини себя. Добился успеха - тоже твоя собственная заслуга.
Однако, время шло и вот, в какой-то момент времени произошел неуловимый переход, когда вера в собственные силы в западном массовом сознании сменилась верой в технологии. "Технологии меняют мир", - говорили западные люди. Они перестали стремиться к чему-то новому, а вместо этого принялись стремиться к удовольствиям и комфорту. Индивидуализм в сочетании со свободой обернулись вакханалией пороков и эгоизма. Материализм восторжествовал и западный дух нынче умирает. Вдобавок, опьяненная достигнутыми успехами, Западная цивилизация стала отрываться от реальности, ее обуяла гордыня и она стала считать, что только западные ценности являются правильными. Более того, западная цивилизация поверила в то, что успех общечеловеческого развития обусловлен исключительно ее собственными заслугами, совершенно позабыв о принципе преемственности, который лежит в основе развития общечеловеческой цивилизации. Возомнив о себе Запад принялся активно внедрять свои ценности в культурное пространство других народов и цивилизаций. Естественно, при таком подходе неизбежны конфликты, и вот сегодня, мы как-раз наблюдаем такое столкновение, когда Запад несет свои ценности в исламский мир и откровенно недоумевает, почему исламский мир этому отчаянно сопротивляется. А исламскому миру не нужны ценности Запада, потому что вместе с полезными и правильными ценностями, Запад несет с собой и неправильные: свободу пороков и эгоизма, вакханалию потребления и т.д. А ведь именно все неправильное и плохое бросается в глаза в первую очередь, и за ним уже можно не увидеть стоящего. Видимо поэтому, исламский мир отрицает все скопом. Обе стороны, настроены чрезвычайно серьезно и не приемлют каких-то интегрированных договоренностей. Запад настроен на победу в начавшейся битве и хотя его методы внедрения ценностей совершенно неразумны и ведут лишь к обратному результату, видимо будет идти до конца, потому что такова его природа.
Что мы имеем сегодня? Запад воюет не духом, как ранее - а технологиями и военной мощью. Запад атомизировался - люди превратились в эгоистов. Ждать помощи от ближнего в трудную минуту там не приходится. Потребительская жизнь, стремление к комфорту и удовольствиям расслабили людей, люди Запада изнежились и стали бояться смерти. Это кстати, очень важно, занять свою позицию по отношению к смерти. Ранее ответ на этот вопрос давала религия, однако отринув религию, Запад этот вопрос не решил и в его системе ценностей наблюдается пробел в вопросе об отношении к смерти. Тема смерти на Западе табуирована, о ней не хотят говорить и думать.
Исламский мир же, напротив, довольно сплочен, там сильно развиты родственные связи и люди там совсем не изнежены. Проблема отношения к смерти у них решена религией. Вопрос, чем закончится это противостояние, сомнений практически не вызывает. Когда лицом к лицу в битве не на жизнь, а на смерть станут два человека из разных цивилизаций – совершенно естественно, смерть войдет в того из них, кто ею меньше заполнен.
http://www.youtube.com/watch?v=dF1CEJXiLPk