Владимир Галка писал(а):
А по теме уже никто ничего сказать не может?
Заявленная тема звучит так: "Откуда началась идеологическая война?"
Но стартовый топик почему-то посвящен индийской философии Санкхья, а вот тема
начала идеологической войны, на мой взгляд, не раскрыта вовсе (хотя, я вполне могу быть просто неосведомленным, и потому могу не видеть чего-то, что другим участникам понятно и так):
Владимир Галка писал(а):
Я дам своё очень сжатое объяснение для людей плохо ориентирующихся в "джунглях" философии. В VII веке до н.э. впервые в истории в Индии была сформулирована доктрина знания (система Санкхья), концепция которой основана на жёстком детерминизме, то есть имеется в виду, что в мире всё взаимосвязано и взаимообусловлено.
Очень интересная концепция (хотелось бы ознакомиться с ней подробнее).
Я пришел (и вполне самостоятельно) к целостной картине мира основанной на тех же, по всей видимости, принципах:
всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности (нигде до этого о подобном взгляде на мир не читал). Хотя идеи о том, что "всё взаимосвязано" идут ещё от греков (но я вполне согласен с вами, что греки, скорее всего, заимствовали эти идеи от тех же индусов или китайцев), и я сам слышал эту фразу чуть ли не с детства, но чтобы была построена целостная картина мира основанная на одной лишь этой концепции - такого я не встречал.
Вот, если кому интересно, моя структура мира, построенная на одном-единственном постулате -
"всё взаимосвязано":
http://struktura-mira.narod.ru/index.htmlДалее
Владимир Галка писал(а):
... к решению основополагающих вопросов:
проблема существования (почему существует мир?),
проблема жизни (почему существует жизнь и в чём её смысл?),
проблема существования разума (почему "я" существую и в чём моё предназначение??).
Согласен.
Всего существует три ключевых границы - водораздела.
1) Бытие от небытия.
Это когда нет ничего ("пустота", как пишет один из ваших оппонентов), а потом - Бац! - и вдруг появляется нечто ("материя" - по современным представлениям). Откуда? Почему? Как? - нет ответа.
2) Живое от неживого.
Представить себе неживую материю мы можем, можем изучить и понять её законы, но вот как из этой неживой материи образуется живое - это без привлечения чего-то потустороннего мы не можем. Чем вообще живое отличается от неживого? Наличием души? Слепил Бог из глины человека, вдохнул в него Душу - получился живой человек. И наоборот - вот идёт живой человек - а вот раз - и он уже мертвый - тело осталось таким же каким и было, но - Душа отлетела!
3) Разум от такого же живого, но неразумного.
И поскольку Человек на сегодняшний день является единственным обладателем Разума на планете Земля, то воспринимать появление Разума можно не иначе, как чудо, а себя, соответственно, как вершину эволюции. Но при таком подходе понять что либо становится не то чтобы крайне сложно, а просто невозможно. Как можно понять абсолют (вершину, крайнюю форму развития), если ты сам и есть эта вершина. Не отсюда ли "растут ноги" теории непознаваемости Разума самим собой. Ну и если уж мы - вершина и абсолют, то сделал нас не иначе сам Бог - больше некому.
Не воспринимайте всё написанное выше за мои личные ответы на данные вопросы - я всего лишь иронизирую.
Ответов на эти вопросы я не знаю, но, скажем, Жизнь - знаю что это, и работаю с этим понятием, поэтому могу предположить и как возникла или могла возникнуть Жизнь; тоже самое и с Разумом - знаю что это такое, работаю с этим понятием, и соответственно могу предположить как он возник и посодействовать с созданием искусственного Разума.
Что же касается появления "материи" и вселенной - это не ко мне.
Я "работаю" лишь с тем, что есть.
Вот, к примеру, как из одного-единственного положения что
"всё взаимосвязано" получается определение "реального".
Начинаем с того, что говорим: "Всё взаимосвязано!"
Далее, предположим, что есть часть мира, которая всё же не взаимосвязана с основной частью, где находимся мы сами.
Что получится?
Поскольку у нас с этой изолированной от нас частью мира нет взаимосвязи, то мы не сможем оказывать на неё воздействия, а она не сможет оказывать воздействия на нас (поскольку любое воздействие - это взаимосвязь, а взаимосвязь - это уже воздействие). И мало того, мы даже не сможем получить никакой информации от этой оторванной от нас части мира - поскольку и информация получается через взаимодействие и передаётся по взаимосвязи.
То есть у нас получается, что не воздействовать друг на друга, ни получать какую либо информацию друг о друге мы не сможем.
А значит, для нас этой изолированной от нас часть мира как бы и нет! И нет даже никаких шансов, что мы хоть как-то узнаем о её существовании пусть даже в далёком будущем. Потому что, либо взаимосвязь есть, и тогда эта часть мира будет включена в наш общий единый мир наравных (будет входить во всеобщую взаимосвязь), либо её нет, и тогда и этой части мира для нас как бы и нет.
Но это не значит, что её не существует. Допустим, что существуют "параллельные вселенные". Но, поскольку они не находятся с нами на взаимосвязи - значит их для нас как бы и нет (и не будет). Либо они оказывают на нас влияние, и тогда - они входят с нами в единый мир, и следовательно не являются "параллельными").
Отсюда вытекает определение "Реального".
Реальным следует называть всё то, что входит с нами во взаимосвязь (что участвует во всеобщей взаимосвязи). Реально всё, что воздействует на нас, либо мы может воздействовать на него, и о чем мы можем получать информацию, либо оно способно получить информацию о нас (то есть, другими словами, между нами есть взаимосвязь).
Всё то, что существует (категория "действительное" в философии), но не входит с нами во всеобщую взаимосвязь следует называть "нереальным" (то есть, существующим на самом деле, но не вступающим с нами во взаимодействие).
Видите, как меняются понятия (или наши взгляды на эти привычные нам понятия).