А_Ланов писал(а):
Ощущать самолет "спинным мозгом" или, как летчики говорят, "задницей", нет никакой необходимости - здесь летчик уже не управляет самолетом непосредственно, он управляет "всего лишь" положением рамок на дисплее посредством джойстика, а самолет занимает соответствующее рамкам положение уже как бы сам. Тут даже не нужна имитация нагрузок на органы управления, которая присутствует на бустерно-механическом управлении... Другое дело, ручной режим. Разница оказывается очень заметной. Во-первых, пропадают "рамки" - PFC выключен из работы и не выдает этой информации на ПНИ, летчик лишается возможности заранее знать, какое балансировочное положение займет самолет в текущих условиях при перемещении БРУ. Теперь он вынужден ждать реакции самолета на отклонение джойстика, чтобы "узнать", правильно он двинул БРУ, достаточно или чересчур. Но здесь уже требуются хладнокровие и трезвомыслие, которые становятся результатами лишь достаточных тренировок...
Во-вторых, в режиме Direct mode БРУ оказывается развязанной от положения управляющих поверхностей. Например, в механической проводке нельзя переместить РУС или штурвал быстрее, чем позволяет гидропривод, и потому положение штурвала всегда соответствует положению управляющей поверхности. А джойстиком можно туда-сюда двигать без всяких ограничений. И если не хватает хладнокровия, начинаются движения БРУ, больше напоминающие судорожные...
Всё абсолютно верно и Вы тут вполне очевидно доказали, что джойстик нужно запретить вообще.
А_Ланов писал(а):
Резюмируя сказанное, можно коротко подытожить, что чем сильнее оказывается разница между ручным и "через"-автоматическим управлением, тем строже должны быть требования к поддержанию навыков ручного пилотирования. Вот и всё.
Как это "вот и всё"? Не, ну и обезьянку можно научить ездить на велосипеде, но зачем из пилотов делать цирковых артистов? Особенно когда дело касается безопасности многих людей? Тут Вы меня удивили с выводом. Это ж надо так любить ГСС! Кто Вам привил такую любовь-то? Или у Вас есть тяга ко всему французскому? Французские двигатели... электроника из Франции... Париж, Эйфелева башня... Шер шер ля фам...
А_Ланов писал(а):
ЭДСУ разрабатываются по утвержденным нормам и ТТТ. Нормы есть на всё - на саму концепцию ЭДСУ, его структуру и принцип работы...
Не выдумывайте, Ланов, не фантазируйте в запале. Есть, конечно, нормы. На шум, выбросы СО2, радиочастоты... на какие-то внешние параметры, а вот структура управления, тем более архитектура автоматики - это дело разработчиков. И разница в архитектуре систем управления Аэрбасов и Боингов настолько сильна, что это бросается в глаза. Да и ЭДСУ, как оказалось, впервые применили в СССР. Может СССР и писал эти нормы? Или таки Боинг?
Ну, конечно, ГСС не с нуля выдумывал свою систему управления, должен был копировать какую-то. И, скорее всего, брал за образец А320 (ну джойстик же!). Только вот копировать-то он мог со своими "усовершенствованиями". Я это представляю так. Некий молодой инженер-схемотехник, вчерашний студент, занимающийся копированием системы управления А320, прибегает к главному конструктору с рационализаторским предложением. К Лаврову, тоже молодому конструктору. Ни тот, ни другой ранее не занимались столь ответственной деятельностью и теперь пылали энтузиазмом в своём творчестве. Схемотехник запыхавшись докладывает:
- Владимир Николаевич, у меня тут идея возникла... По оптимизации схемы управления... Вот тут есть микроконтроллер в блоке ACE, его функции легко перенести в центральный процессор PFC. При этом множество промежуточных соединений пропадает, очень компактно получается... Может уберём этот микроконтроллер? Сильно сэкономим и упростим схему.
Молодой генеральный оттопыривает нижнюю губу и хмурит лоб. Думает с минуту и спрашивает:
- А центральный процессор справится с функциями ACE?
Схемотехник довольно сообщает:
- Так проверил даже, написал программу, она в сто раз быстрее идёт на процессоре. Работает отлично!
- Хммм... Ну ладно, нам никто не запрещал проявлять в этом инициативу. Будет лучше, чем у Аэрбаса. Делай!
И схематехник окрылённый убегает, в полной уверенности в своей гениальности.
Вот и вся возможная история создания оригинальной схемы ЭДСУ SSJ. Ну, я могу, конечно, ошибаться, и копирование системы А320 могло пройти без подобной инициативы. Но это требует точной проверки по имеющейся схеме. Найдёте - несите в студию.