RE: НЭ. История вкратце - 5. Владение и управлениеОСНОВНОЕ:
Владеть можно только своим
А вот управлять можно как своим, так и чужим – по той или иной доверенности
РОДОПЛЕМЕННОЙ УКЛАД
Основание владения: принадлежность к племени
Обряд, освящающий право владения: не нужен, все и так знают, кто есть кто
Основания для передела владения: претензия других членов племени
Обряд для передела: изменение группового статуса, как правило, после посвящения в мужчины мальчишек; нарушается возрастное распределение ролей, и старшие мужчины переходят в разряд старцев
Основание для отъема владения: только нарушение абсолютных запретов
Обряд, узаконивающий отъем: только изгнание из рода. После этого обряда можно и убить
ПРИМЕЧАНИЕ: мужчины и женщины одного племени, как правило, принадлежат разным родам, и собственность родов жестко разделена и обоюдно табуирована. Мужчина, надевший дамские трусики, будет изгнан, а затем убит, поскольку посягнул на чужое. А вот мальчику можно – поскольку он принадлежит роду матери. Но можно лишь до тех пор, пока ему не присвоили статус мужчины. Едва он станет мужчиной, его передадут в соседнее племя, где все мужчины принадлежат роду его матери. И вот здесь на женское имущество – жесткое табу: все женщины там для него чужие
Владение от управления еще не оторвано: женщины управляют женским имуществом, а мужчины – мужским.
ФЕОДАЛЬНЫЙ УКЛАД
Основания и обряды, касающиеся владения семейным имуществом, совершенно те же, что и в самом примитивном племени. Но здесь есть сельское хозяйство. Принадлежит земля женщинам (в силу племенных матриархальных реликтов), но вот пахать на ней приходится мужикам, а мужики все - чужаки. Встает вопрос о праве УПРАВЛЕНИЯ ЧУЖИМ.
ПРОБЛЕМА С ТАБУ
Вспахивание целины сродни дефлорации, этим привычным путем народ и двинулся: у Геродота, кажется, есть описание этих довольно кровавых сельских обрядов, - от богов откупались, в том числе, и отрезанными фаллосами.
ПРОБЛЕМА С ДЕЛЕЖОМ
Кое-где пошли напрямую – через родственные браки, делавшие имущество действительно общим. Эти сообщества и ныне самые отсталые (другими словами, стабильные). Другие применили смешанную форму: брак строго внутриплеменной, но внутри семей – никакого кровосмешения. Ротация собственности меж семьями есть, но за пределы деревни она не уходит. Скотоводы-кочевники шли тем же путем.
Точку на ротации собственности поставит патриархат, но это уже – революция сверху.
ТОРГОВЛЯ
Торговые племена первыми уткнулись в подлинные трудности. Собственность подвижна, а кто рулит, не всегда ясно. Наследство - по женской линии, но делает деньги мужик.
Где-то здесь и появился феодализм.
НЕЗАМЕЧЕННАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
Если купец поставил несколько факторий на нескольких реках и взял в жены несколько дочерей нескольких местных вождей, то племенам (в лице жен купца) принадлежит лишь начальный и конечный товар. Прибавочная стоимость, возникающая в процессе обменов, видна ТОЛЬКО купцу.
Более того, прибавочная стоимость – по понятиям – его и только его собственность. Она возникает из ничего, точнее, из сугубо купеческих талантов. Однако, ни одному вождю племени этого не объяснить: что такое абстрактное мышление (включая математические операции) на уровне вождя понять нереально.
СТАНДАРТНАЯ КУПЕЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Надо купить зерно у одного из десяти племен мелкого царства.
На одном поле зерно мельче, но посеяно чаще, на другом наоборот. Видимо, надо ориентироваться на общий вес.
Если купить сейчас, пока зерно сырое, вес будет больше, а если через неделю, то зерно чуток подсохнет, и вес будет меньше, а пищевая ценность – выше.
Поскольку объяснить вождю тонкости взвешивания не всегда получается, можно купить все поле – с условием жатвы и обработки. Но возникает вопрос качества. Судите сами.
Средняя влажность зерновой массы составляет 23-25%, а в отдельные влажные годы и больше. Влажность сорных примесей в зерновом ворохе составляет 40-45%, а иногда и больше. При хранении такого зерна в нем идет перераспределение влажности между примесью и зерном, что приводит к увеличению влажности зерна, а значит, и его веса.
Может ли купец объяснить все эти тонкости, отчитываясь перед одной из туземных жен при передаче ее племени 30 мешков зерна в обмен на 50 мешков пушнины? Возникает чисто мужская собственность.
КОЛОНИЗАЦИЯ
А теперь представьте себе ПЛЕМЯ торговцев. Их матери и сестры сидят в родном городе и точат лясы, а мужики, вошедшие с помощью женитьбы в десятки родов и наставившие факторий по всем рекам округи, активно создают капиталы. По сути, перед нами самый первый этап колонизации; именно так северные африканцы (тунисцы, магрибцы, греки-копты, сефарды и ашкеназы) в свое время колонизовали Европу.
Параллельно неизбежно формируются две элиты:
1. Имперская. Поднявшиеся на торговле роды (сестры, братья и племянники) купцов.
2. Национальная. Присевшие на экспорт ресурсов туземные жены и дети купцов.
Неизбежный конфликт этих элит мог бы не состояться, если бы купеческие племена вошли с туземными племенами в полный симбиоз и начали отдавать им в жены своих сестер. Но этого не будет по единственной причине: туземный жених заточен на ДОБЫЧУ соболя или соли, и он не найдет приложения своим силам в торговом городе. Купцу везде есть чем заняться – хоть в Сибири, хоть в Мексике, а вот охотнику или шахтеру иначе как в своих краях не состояться.
Поэтому купчихи ищут женихов ровно в таком же торговом племени, а туземные царицы – среди тех, кто живет сходным образом и выполняет более понятные задачи, например, силой присоединяет отсталые племена, сидящие на землях, богатых солью, медью или, на худой конец, пушниной.
По сути, туземные элиты уже на этом уровне обслуживают интересы родственного, но не вполне дружественного им мирового капитала.
РОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА
Там, где напряжение меж двумя элитами слишком велико, возникает оммаж. Местных пацанов (необходимых как переводчики, кладовщики, счетоводы) купцы официально принимают в род (семью). По сути, это обычная племенная инициация с символической смертью с использованием наркотиков и насилия, упомянутая в истории средневековых торговых компаний. Иногда новобранцев бьют, иногда ему предстоит пятикратно испить молока женщины принимающего рода, иногда приходится целовать сеньора в анус или в уста – где как принято. Это и есть феодальный оммаж. Обязательные элементы – кровь и причащение.
Когда выясняется, что принятый в семью чужак пашет на дяденьку ничуть не хуже, чем свой, а порой и лучше (понтов меньше), процесс принимает лавинообразный характер, и начинается известный нам по книжкам феодализм «вассал моего вассала не мой вассал» и так далее.
Схема подхватывается и туземными царьками. Дочерей за подчиненных дикарей они не отдают (это ведет к утечке информации и претензиям на власть), а вот принять в род после пятикратного отсасывания женского молока или поцелуя сеньора «в те уста, что не говорят по-фламандски» – легко.
Именно в этот короткий период тысячи благородных девиц заживо гниют по монастырям, потому что их дяди и братья не хотят делиться властью – ни с кем.
ВЛАДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ – 2
Вернемся в самое начало.
ФЕОДАЛЬНЫЙ УКЛАД
Основание владения: принадлежность к вертикали сеньора
Обряд, освящающий право владения: оммаж сеньору и женитьба на хозяйке лена
Основания для передела владения: уличение в нарушении интересов сеньора
Обряд для передела: МНЕ НЕИЗВЕСТЕН
Основание для отъема владения: предательство интересов сеньора
Обряд, узаконивающий отъем: суд сеньора, иногда «Божий суд», на который сеньор по полному праву выставляет против подсудимого лучшего бойца своей армии
ПРИМЕЧАНИЕ: Владение и управление на этом этапе абсолютно разделены по полам: женщины – владельцы, а мужчины – управляющие. Можно не присягать никакому сеньору, - если у тебя и так много земли, но это не выход: член феодальной вертикали развивается на порядок быстрее одиночек.
ПАТРИАРХАТ
Патриархат вместе с первородством внедрен в приказном порядке и с самого верху. Причина примитивна: семьи, достигшие самых верхних этажей, отсекли от претензий на власть конкурентов.
Право первородства сделало всех зачатых от сеньоров первенцев главными наследниками своих матерей, и мгновенно простроило пирамиду богатства сверху вниз. Новшество было выгодно всем, кроме самого низа. Ясно, что крестьяне заволновались, но у них не было ни оружия, ни должной организации, ни грамотных вождей.
Патриархат – вторая сторона той же медали. По сути, этим был легализован статус-кво, когда имущество и так все равно в руках мужчин.
ПРИДАНОЕ И КАЛЫМ
Не помню, что я об этом писал, но что-то очень логичное и красивое
ПЕРЕЛОМ
Именно здесь, при переходе к патриархату и праву первородства появляется капитализм, как он есть, то есть, право на собственность не рода, но семьи. Я об этом уже писал.
ВЛАДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ
Основание владения: исполнение закона
Обряд, освящающий право владения: юридическое (нотариальное) закрепление
Основания для передела владения: ротация финансовых обязательств
Обряд для передела: голосование совета директоров либо решение суда
Основание для отъема владения: неисполнение платежей
Обряд, узаконивающий отъем: обычный суд
ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь все ровно то же, что и на предыдущих ступенях, просто лучше отлажены механизмы. В каком-то смысле формаций нет, есть постепенное усложнение структур и упрощение процедур.
Ну, вот… вкупе со всем написанным прежде, СТРУКТУРА ИСТОРИИ ГОТОВА ЦЕЛИКОМ. И развиваться описанные процессы должны со скоростью пули. Я реально не уверен, что человечеству разумному сколько-нибудь больше 300 лет.
http://chispa1707.livejournal.com/523425.html