Shurry писал(а):
Без процентов только с дураками. Нет дураков, есть проценты и модель не состоятельна.
Итак, показать, что представленная модель не работает, Вам не удалось, и Вы захотели приближения к реальности. Хорошо, пусть будут проценты, но только как мотивация, в расчётах их не учитываем. Проценты приводят к тому, что у вкладчика есть мотив не снимать вклад досрочно, чтобы не лишиться дохода, а у заёмщика есть мотив досрочно вернуть ссуду, чтобы не иметь лишних затрат.
Теперь вспомним, что кроме процентов, у субъектов есть ещё и другие мотивации. Например, есть желание отложить потребление сегодня, чтобы увеличить потребление завтра, и готовность отказаться от потребления завтра ради того, чтобы увеличить потребление сегодня. Эти желания противоречат друг другу, поэтому они не могут совмещаться в одном человеке, и все субъекты у нас делятся на две группы — одни хотят отложить потребление на завтра и делают вклады, другие, наоборот, хотят увеличить потребление сегодня и берут ссуды.
Кроме того, есть ещё самые обычные мотивы получения потребления и предоставления услуг ради того, чтобы заработать на это потребление.
Теперь смотрим, что происходит с мотивацией, когда начинают сниматься вклады. Извините, я вернусь к половинкам и полторушкам, потому что замена на целые ничего не изменила, а недобств от них прибавилось. И добавлю возврат ссуды, раз он Вам тоже кажется таким принципиальным, причём с условием не использовать для ссуды резерв.
1. Последний перед снятием вклада обмен товарами по 99. Мотивация — обычное желание потребления плюс желание заработать деньги для этого потребления. Парикмахер не снимает вклад досрочно, чтобы не лишиться процента, а массажист не возвращает ссуду досрочно, чтобы не лишиться потребления.
2. Парикмахер снимает вклад 100, у него на руках становится 199. Что заставило его это сделать? Вспоминаем про мотив отказаться от потребления сегодня, чтобы увеличить потребление завтра. Вот завтра и наступило, парикмахер хочет увеличить своё потребление, ради которого, собственно, он и делал вклад. Причём этот мотив не конфликтует с мотивом не снимать вклад, чтобы не лишиться дохода, потому что срок вклада истёк, и никакие проценты потеряны не будут.
3. Парикмахер платит за полтора массажа 199. Парикмахером движет мотив увеличения потребления, ради чего он, собственно, и делал вклад. Это означает увеличение спроса как функции, то есть сдвиг кривой вправо. Говоря простым языком, ему так хочется дополнительного массажа, которого он ждал целый год, что он готов платить за него по повышенной цене.
4. Массажист платит за полторы стрижки 199. У массажиста два конфликтующих мотива: желание побыстрее вернуть ссуду, чтобы сократить расходы на выплату процентов, и желание отказаться от потребления завтра, чтобы увеличить потребление сегодня. За счёт большой суммы на руках у него есть возможность и того, и другого. Какое желание окажется сильнее? Логика говорит о том, что если бы для него важнее было бы сократить расходы, он вообще не стал бы брать ссуду. Раз он её взял — значит, он согласен нести расходы ради того, чтобы пораньше получить потребление. Поэтому он предпочитает потратить дополнительные деньги на потребление, а не на досрочный возврат ссуды. Спрос его при этом увеличивается, и он согласен на дополнительную стрижку по повышенной цене, аналогично п. 3 для парикмахера.
5. Парикмахер кладёт 100 на вклад и покупает полмассажа за 99. Снова конфликт мотивов: с одной стороны, хочется полноценного массажа, с другой — хочется отложить потребление ради того, чтобы увеличить его в будущем. Учитывая, что парикмахер у нас по сценарию всё время стремится отложить потребление ради будущего, для него будет естественно сделать это и сейчас, и он кладёт сотню на вклад. Но поскольку массажист устал после прошлых полутора массажей и его предложение упало (кривая сдвинулась влево), купить полный массаж за 99 не удастся, парикмахер покупает только половину.
6. Массажист возвращает ссуду 99 и тут же берёт её снова. Для возвращения ссуды мотив простой — настал срок, а для повторного взятия мотив тот же, что и всегда, когда он её брал: желание увеличить потребление в настоящем за счёт сокращения его в будущем. Прошу заметить, резерв при этом затронут не был.
7. Массажист покупает полстрижки по цене 99. Мотив обычный: желание получить потребление. Но поскольку парикмахер уставший, его предложение снизилось, и за 99 он готов сделать только полстрижки.
8. Далее идёт обмен, как и ранее, услугами по 99. Мотивация та же, что и в п. 1.
Мотивация есть, дураков нет.