Шатилова Н.Н. писал(а):
Здравствуйте!
Моё мнение по обсуждаемой «сказке».
Видно, что автор «сказки» не знаком с азбукой политэкономии:
Такое впечатление, что пишет Ефремов.
Цитата:
1) Вопрос о том, «сколько стоит нож: одну или две корзины кукурузы?», и вопрос о том, «какой товар использовать для упрощения товарообмена в качестве “всеобщего эквивалента” (т.е. в качестве “денег”)?» – это два разных вопроса.
В сказке они не смешиваются.
Цитата:
Ответ на первый из этих вопросов зависит от того, что люди считают справедливым.
Этот вопрос в сказке вообще НЕ исследуется.
Цитата:
И это соотношение никак не зависит от того, какой именно товар используется в качестве «всеобщего эквивалента»: зерно, скот, золото или что-то другое.
Совершенно верно. Но для обмена оказалось
удобным ввести деньги. И они были
приняты обществом в качестве всеобщего эквивалента.
Цитата:
2) Когда денежным товаром стало золото, первоначально в качестве денег использовались золотые слитки.
Но золото бывает разной пробы, и для борьбы с подделками на слитках стили ставить удостоверяющие «штампы» - так появились монеты.
Это описано в сказке. Зачем повторять?
Цитата:
За то, чтобы из слитка сделать монеты, взималась пошлина.
Об этом никогда не слышал. Есть какие-то ссылки? Когда и где взымалась пошлина? Кем и у кого? В каком объёме?
Цитата:
Позже государство, делающее монеты, само стало снижать пробу, и тогда слитки ценились больше, чем монеты. Были и бунты в связи с низкой пробой монет.
Вопрос о золотом обеспечении бумажных денег или просто о золотом содержании денег не является центральным в сказке.
Есть лишь два ключевых момента - монополия на выпуск денег и их ограниченное количество.Цитата:
3) Чтобы дать всем желающим «столько золотых монет, сколько они попросят» – для этого золото надобно ДОБЫТЬ, а это труд, и не малый.
Современный деньги - это не обеспеченная золотом бумага. Она практически не имеет самостоятельной стоимости. Сказка не пытается правдиво изложить историю возникновения денег, она пытается упрощённо объяснить принципы работы современной финансовой системы. Какими конкретными путями она к этому пришла - уже не так важно. Поэтому не надо пытаться искать противоречия в Фабиановской истории. Она очень упрощена, но это не делает сказку вообще бесполезной фантазией. Многие факторы изложены принципиально верно. И ограниченность денег количеством золота - не есть какой-то важный фактор. В принципе любого количества золота может хватить, если его стоимость приравнять к стоимости всей массы обращаемых товаров. Что и делал рынок автоматически.
Цитата:
4) Проблема ценообразования в «сказке» решилась-таки вполне здраво (и «сама собой») – но «почему-то» только ПОСЛЕ того, как появился денежный товар.
Вовсе нет. До появления денег обмен (в сказке) существовал тоже. Значит и было соответствующее ценообразование. И именно проблемы этого безденежного ценообразования вызвали причину появления денег.
Цитата:
О функциях денег как таковых в сказке не сказано. Как не сказано и того, что изначально цена ножа определялась тем, сколько золотых монет можно сделать затратив тот же труд, который необходим для производства этого ножа.
Автор сказки не использовал теорию стоимости по Адаму Смиту. Она вообще оказалась не нужной. Поскольку деньги - не есть стоимость. Это лишь
средство обмена стоимостей и потому про
определение стоимости товаров в сказке речи не идёт.
Цитата:
5) К вопросу об «истинной конкуренции».
Одновременно имел место и монополизм:
Ремесленники были организованы в цехи; цехи же ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь один мастер, - дабы от переизбытка предложения продукции данного ремесла не упали цены.
Конкуренция и свободный рынок были лишь упомянуты в сказке. Это не центральный вопрос. Автор явяется сторонником свободного рынка и конкуренции. Его право. Смысл сказки и её реальная проекция на внешний мир от этого не меняются.
Цитата:
6) Ну а теперь – о главном.
Сценка с возвратом долга – совершенно безграмотна.
Эта безграмотность исходит из непонимания ни роли денег, ни связи между деньгами и товарной массой (вспомните, как изначально в сказке деньги давали всем, кому сколько вздумается; о соответствии между денежной массой и товарной массой в сказке ничего не сказано).
И не надо ничего об этом говорить. Сколько бы денег не выдалось, рынок выравнивает общую сумму выданных денег по стоимости с общей массой товара в товарообороте (делённое на число оборотов в год). Ненужная подробность, известная всем компетентным экономистам.
Цитата:
Главное, чего не понимает автор сказки: ДЕНЬГИ НЕ ЕДЯТ:
в течение года деньги многократно переходят из рук в руки.
С чего Вы взяли, что автор этого не понимает?
Цитата:
Поэтому суммарная покупательная способность общества многократно превышает сумму наличных денег, и является величиной подвижной, зависящей далеко не только от количества наличных денег: ведь среднее количество переходов денег из рук в руки может меняться.
Это так. Но количество оборотов денег - величина достаточно постоянная и зависит от длительности производственных циклов. Поэтому общая покупательная способность населения всё-таки зависит от общего количества денег в системе.
Цитата:
Расплачиваться товарами в натуре или деньгами – это не принципиально.
Это «усложнение» только пудрит людям головы.
Вовсе нет. Это очень принципиально. На этом "усложнении" построена вся логика сказки. Фабиан -Центробанк не берёт долги товарами и на этом построена вся "хитрость" системы. Поэтому Ваш пример и не работает.
Цитата:
Числовой пример, иллюстрирующих кругооборот товаров и денег в их взаимной увязке, см. в конце текста:
«О догме Смита, итог дискуссий»Не хотелось бы сводить дискуссию к закону стоимости. Это отдельный вопрос, который совсем не касается темы сказки, поскольку соотношения обмена не есть принципиальный момент.
Деньги - не стоимость, а лишь некая форма, её отражающая. Она очень гибка. Процессы инфляции и дефляции это иллюстрируют. Грубо говоря товары можно оценить деньгами
по-разному. Они и оцениваются по-разному в зависимости от соотношения товарной и денежной масс. Оно может быть практически
любым. Потому и происходили скачки инфляции в различные периоды истории различных стран, когда "стоимость товаров" менялась в разы. В реальности менялась не стоимость товаров, а соотношение товарных и денежных масс.
Цитата:
Процент – это перераспределение прибыли между предпринимателями и банкирами, и не более того.
Это верно, но это лишь часть правды. Если рассматривать
всю экономику в целом, то
общая прибыль не может превышать общую сумму выданных кредитов ибо прибыль выражается
только деньгами, а не абстрактной "трудовой стоимостью".
Цитата:
Но заявление автора сказки, будто «долг отдать изначально невозможно из-за недостатка монет» – это глупость.
Это может показаться глупостью, если не понять основных принципов и элементарной математики. Диспут с Ефремовым в этой теме всё достаточно полно раскладывает по полочкам.
Цитата:
Кроме того, меня удивил «тезис», что-де учителя и врачи, став гос.служащими «потеряли индивидуальность, превратились в детали гигантской машины».
Меня этот тезис тоже удивил. Но опять же речь идёт лишь о
симпатиях автора к свободному рынку. Кроме того есть видимо доля ненависти к бюрократизму госаппарата. К основной идее сказки это имеет очень слабое отношение.
Цитата:
Автор «сказки» игнорирует то обстоятельство, что сегодня банкиры и крупные предприниматели – это зачастую одни и те же лица:
Почему игнорирует? То, что Вы описали - следствие уже действующей системы, когда средства производства переходят в руки финансовой мафии. Процесс идёт постепенно, через доли в акциях, но всегда в одну сторону. Банкир в конечном итоге становится собственником. Это итог сказки, её логический конец. Разве Вы не поняли?
Цитата:
Поэтому надо говорить не о «гнетущей власти банкиров», а о гнетущей власти транс-национальных корпораций (ТНК).
Которые находятся под властью банкиров.
Цитата:
А главное:
не надо думать, будто проблемы первых приоритетов можно решить на 4-м приоритете. (О приоритетах см.
ЗДЕСЬ)
Пока не знаю ничего насчёт приоритетов. Думаю, что принципы работы финансовой системы должны быть известны. Вне зависимости от каких-то приоритетов.